MV5BODFmM2UyNDYtNjA4NS00YjA5LWJmMTQtMGY0ZTNiNDVlNDZhL2ltYWdlL2ltYWdlXkEyXkFqcGdeQXVyNjg3MTIwODI. V1 Молоденькая и очень хорошенькая Наташа Розенель была замечена наркомом просвещения и вскоре стала законной супругой Анатолия Васильевича Луначарского.

Их обоих ничуть не смущала разница в возрасте, составлявшая четверть века. Ради Розенель Луначарский оставил семью — жену, интеллигентку Анну Малиновскую, с которой прожил 20 лет, и сына. И, сменив кремлевскую квартиру на апартаменты в Денежном переулке, в 47 лет начал новую жизнь.

Перебравшись в Москву, Наталья пробовала себя на различных театральных площадках столицы и одна воспитывала дочь Ирину (ее первый муж погиб в гражданскую войну). Одним из главных достоинств Натальи (урожденная Сац - она была единокровной сестрой композитора Ильи Саца и тетей режиссера Натальи Сац) была красота.

Она дебютировала в театре «Романеск», играла на сцене Малого театра (1923—1939), в театре Корша, Театре им. МГСПС (драмтеатр), ленинградском театре «Комедия». В 1920-е годы Розенель снималась в немом кино. Когда ее позвали в Голливуд, супруг ей запретил уезжать. Они жили неплохо, в полной гармонии (одиннадцать лет), пока был жив супруг Натальи.  

Анатолий Васильевич ушел из жизни в 1933 году (58 лет) во Франции. Наталья пережила супруга почти на 30 лет, издала книгу мемуаров «Память сердца», занималась переводами. В театр ее больше не приглашали, в кино перестали снимать еще раньше.

В семье наркома были ученые и политики…А вот в семье Натальи – все иначеЕе брат, Илья Сац, как уже было сказано, был известным дирижёром, виолончелистом, театральным композитором. Он рано ушел из жизни, в 37 лет (1912 год), но сделал чрезвычайно много. Сац был реформатором театра, его музыка звучала перед началом спектакля в разных театрах страны.

В юности у него все складывалось хорошо… Музыкальное училище, потом он поступил в Московскую консерваторию. В столице он сразу попал в круг интеллигенции, людей культуры… В 1899 году по поручению Л. Толстого Сац повез деньги в Поволжье для организации столовых для голодающих, здесь попал под надзор полиции.883268

И вскоре, по совету отца, чтобы избежать неприятностей, отправился за границу, где влюбился в генеральскую дочь, красавицу –певицу Анну Щастную (есть и другая версия, что она была медиком). Когда Саца сослали в Сибирь, за ним поехала и Анна. В 1904 году Сац вернулся в Москву, он уже был полон идей…una1

Илья Сац работал во МХАТе (дирижер и заведующий музыкальной частью).

Он писал музыку к спектаклям Э. Крега, К. Марджанашвили, В. Немировича-Данченко, М. Евреинова, В. Мейерхольда, К. Станиславского и других.

Его музыка к спектаклю «Синяя птица» по пьесе писателя М. Матерлинка и сейчас нова.

Сац всю жизнь собирал колыбельные, танцевальные и обрядовые песни… Его приглашали в Мюнхен, Париж, Берлин, но он оставался в России.

У Ильи и Анны Сац были дочери – Нина и Наталья. Нина была поэтессой. Как она погибла неизвестно и по сей день, ей было лишь 19 лет… Считается, что это произошло на пляже в Евпатории, куда, по одной из версий, он приехала для свидания с другом и пропала; по другой — она стала жертвой бандитского нападения с целью ограбления…

Что же касается Натальи Сац, то, думается, что многим известна ее биография. В 30-е годы музыкальные спектакли Сац шли на сценах не только России, но и в разных странах. Однако беда не обошла ее стороной. В 1937 году третьего мужа Наташи, комиссара внутренней торговли СССР Израиля Вейцера репрессировали, а ее арестовали и осудили на шесть лет лагерей как члена семьи врага народа. Через эту боль она прошла раньше… Второй муж Сац, Николай Попов, председатель Торгбанка СССР был расстрелян.slide 6

Вернувшись в столицу, Сац долгие годы посвятила созданию детских музыкальных театров. И Сац преуспела. Она создала шесть детских театров, родила троих детей, которые выросли творческими людьми. Ее сын от первого брака - А. Розанов был журналистом. А дочь Роксана Сац-Карпова (урождённая Ксения Попова), педагог, заведующая литературно-педагогической частью театра им. Н. Сац и руководитель Фонда им. Н. Сац.

Муж Роксаны – Юрий Карпов, актер, внук Михаил Карпов - пианист.  Второй сын Натальи Сац- Илья Сац, артист цирка, имеет канадское гражданство и проживает в этой стране.Elizaveta Nikolayevna Goreva 1899

Натальи Сац не стало в 1993 году (90 лет). Она была оперным режиссёром, театральным деятелем, публицистом, драматургом, педагогом.   Имеет награды - Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1972), Ленинской премии (1982), премии Ленинского комсомола (1985), премии Совета Министров СССР (1979).f7a950c72fbe405da3bb71b3481ccc7b d google

Фразу «Жизнь – явление полосатое…», - как – то произнесла Наталья Сац, не боявшаяся все начинать с чистого листа…

Как правило, режиссеры в ХIХ веке, да и ранее, были в театрах больших городов.

Что же касается провинции, то там режиссером мог стать обычный актер, основатель театра или студии, а то и сценарист…

Генеральные репетиции, выбор пьес – все это тоже пришло не сразу.

Как вы знаете, И. Москвин был не только актером, но и режиссером.

И произошло это не сразу, а после нескольких лет работы театре. Супруги – актеры С. Антимонов и М. Яроцкая, начинавшие выступать во МХТе, затем ставили спектакли в театре Сатиры, Камерном театре, последние годы жизни работали в Театре-студии киноактёра.img 226675 7f650224e7

А. Чебан, актер, лауреат Сталинской премии первой степени (1947), долгие годы вместе женой, актрисой М. Дурасовой служил во МХТе.

Как режиссёр он участвовал в постановках Первой студии и МХАТа Второго: «Укрощение строптивой», «Гамлет», «Петербург», «Смерть Иоанна Грозного», «Чудак», «Двор», «Суд», «Свидание» и др. Их сын Л. Дурасов работал в театре им. Вахтангова актером и режиссером, а с 1959 года возглавил — режиссёрский факультет ГИТИСа имени А. Луначарского.

А Николай Синельников, будущий режиссёр, театральный деятель, поработав на провинциальных сценах актером в разных городах, приехал в Москву, и поступил в частный театр актрисы Елизаветы Горевой. Театр просуществовал два года, хотя на его сцене играли актеры - Н. Рощин-Инсаров, Е. Корчагина-Александровская, Н. Анненкова-Бернар, Л. Градов-Соколов, В. Сашин, Н. Россов и др.

Надо заметить, что Гореву поддерживал ее супруг, актер Федор Горев, который в то время работал как в Малом театре, так и в Александринском…. Он участвовал в спектаклях жены, что придавало театру авторитет… Но, к сожалению, приличной прибыли театр Горевой не приносил. Кстати, их сын Аполлон Горев тоже стал актером (МХАТ).

Все, кто видел Гореву в постановках «Мария Стюарт», «Горе от ума», «Ревизор», «Орлеанская дева», «Дама с камелиями» и др, говорили, что талант и красота актрисы неоспоримы. Актриса пыталась попасть на Императорскую сцену, сыграв удачно три дебюта, но так и не была принята.

Но и есть версия, что все-таки год она была в составе труппы… Не сумев сохранить свой театр, Горева вела гастрольные выступления или играла в составе трупп провинциальных театров. f4605cc367c4bdd437b10466fd86cd45

Что же касается, Н. Синельникова, то он, имея немалый опыт работы в провинции, ставил спектакли в Малом театре, режиссировал спектакли в Александринском… Но постоянно возвращался в провинцию, где с упоением работал над новыми спектаклями. О нем с уважением отзывались актеры - М. Блюменталь-Тамарина, Е. Шатрова, Н. Радин, В. Комиссаржевская, А. Остужев, Л. Леонидов,   Б. Горин-Горяинов, К. Зубов, Б. Петкер, Н. Светловидов, Д. Орлов и др.Medvedeva

Интерес у населения в России к театрам был велик; увеличивалось число театральных трупп, расширялся актерский состав. Напомним, что театры находились в ведении Министерства двора Его императорского Величества. Это три театра в Петербурге (Михайловский, Мариинский, Александринский) и два в Москве – Большой и Малый).eelbJ gcHQc

Принято было считать, что хороший спектакль – это заслуга работы актеров. Это нельзя отрицать.

Но лишь с приходом в театр К. Станиславского, который отстаивал один из главных принципов -  жизненная правда на сцене, стало понятно, как важен в театре настоящий режиссер…

Вспомните его сакральную фразу: «Не верю!» Гений театра подвергал критике и наигранность актера, и отсутствие чувств…

Василий Лужский (Калужский), всегда следовавший заветам своего учителя, К. Станиславского, - был один из тех, кто оставался в труппе МХАТа до конца жизни. В театре Лужский сыграл 64 роли, поставил 23 спектакля. Актер В. Качалов называл его «недооцененным…» Как-то он заметил: «…Я любил и ценил Лужского-артиста и Лужского-человека…»

Любопытно, что Лужский был хорош, не только, как актер, или режиссер, но и как педагог, администратор, организатор гастролей и поездок, концертов… А еще Качалов говорил: «… он - инициатор и душа наших «кабаре», «капустников», наших «понедельников».

Дом Лужского на Сивцевом Вражке всегда был открыт для друзей. Один из сыновей Лужского, Евгений, тоже стал актером МХАТа, затем работал в Малом театре. Сыграл во МХАТе 43 роли, с 1939 года снимался в кино.bfad7e7be91f78c3fbfb8c907024f9a9 ce 900x500x0x54 cropped 900x471

Женой Евгения была Ольга Бокшанская, секретарь дирекции МХАТа и личный секретарь В. Немировича-Данченко (с 1919 года), старшая сестра Елены Сергеевны Булгаковой, третьей жены писателя и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова. Известно, что Ольга под диктовку К. Станиславского напечатала рукопись книги «Моя жизнь в искусстве», а затем перепечатала её 4 раза. А еще Ольга за 2 недели отпечатала рукопись М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Надо заметить, что издан двухтомник писем Бокшанской к своему шефу, из которых можно узнать, чем жил театр (с 20 до 40-х г.г.). Е. В. Калужский пережил супругу почти на двадцать лет.2HbNncP6BVk

В МХТ трудились и осваивали эту профессию одни из лучших режиссеров Москвы, это - В. Мчеделов, И. Раевский, Н. Горчаков, М. Кедров и др. Среди них был и А. Санин (Шенберг), актер, педагог,  сорежиссёр Станиславского в нескольких спектаклях; это постановки - “Царь Федор Иоаннович”, “Смерть Иоанна Грозного”, “Венецианский купец”, “Самоуправцы”, “Снегурочка” и др.846042

В 1902 году Санин женился на Лике (Лидия) Мизиновой, женщине, у которой когда-то были романтические отношения с А. Чеховым.

Лика послужила прообразом Нины Заречной в «Чайке». На момент встречи Лики и Чехова, ей было 19 лет, а Чехову — 29.

Она, будущая  актриса, мемуарист, театральный критик, Лика училась на московских женских курсах профессора В. Герье, где познакомилась с сестрой Чехова, Марией.

Лика преподавала в женской гимназии, заводила знакомства с молодыми людьми, влюблялась, бежала от любви и мечтала о ней… Она не скрывала от Чехова, что любит его. Около десяти лет они переписывались, встречались, шутили; Лике не на что было надеяться… Чехов не собирался жениться.

Мучаясь от безответной любви, Лика перебирала поклонников. Неожиданно она увлеклась женатым драматургом, ловеласом И. Потапенко и отправилась с ним в Париж. В Париже жила его семья, и он надеялся уйти от жены… Там у Лики родилась дочь, умершая через две недели. Связь распалась… Она позже закончила театральные курсы и около года играла в драматическом театре.159679065 3535987 1679317385 papikproprusskayavenerakustodievkartina44

Узнав, что в жизни Чехова появилась актриса Ольга Книппер, Лика   вышла замуж за Санина. Он был красив, умен и талантлив. Ходили разговоры, что прежде Лика просилась принять ее в театр, но Санин сказал Лике: «…лучше я вас возьму в жены…» Детей у них не было.

За кулисами театра обсуждали их отношения… Говорили, что она так и не полюбила Санина, но он был нежным, заботливым мужем, и в браке с ним Лидия обрела если и не счастье, то душевный покой. Санин из МХТ перешел через несколько лет в Александринский театр, потом ставил спектакли в Свободном театре К. Марджанова (Марджанишвили), служил в антрепризе мецената С. Дягилева. И вновь возвращался во МХТ….56137d33a58eb76844975f307b65ebb1

Санин стал одним из первых режиссеров советских фильмов: «Девьи горы» (1918), «Поликушка» (1919), «Сорока-воровка» (1920). После 1922 года режиссер вместе с Ликой жил за рубежом, ставил оперные спектакли, в основном русскую классику.  Они жили дружно и довольно долго. Санин пережил жену на 17 лет; она умерла в 1939 году (68 лет) от туберкулеза.

Знаменит был в свое время и Петр Медведев, актёр, режиссёр, русский антрепренёр. Медведев из театральной семьи: старшая сестра по отцу — Надежда Медведева (в замужестве Гайдукова) — артистка Малого театра, а её мать — московская актриса из крепостных Акулина Медведева. Он поставил пьесы - «Ревизор», «Свадьба Кречинского», «Горе от ума», «Доходное место», «Горячее сердце» и др.pv 1506366

Любопытно, что Надежда сразу заметила талантливую игру совсем юной актрисы Марии Ермоловой и даже пригласила ее играть главную роль в свой бенефис, когда шел спектакль «Эмилия Галотти» по пьесе немецкого драматурга Г. Лессинга.

Сегодня Надежда Медведева – забытая всеми актриса, а когда – то ее ставили в один ряд с такими примами театра, как Г. Федотова, а еще, А. Яблочкина, Л. Никулина-Косицкая, Н. Рыкалова и др.

К. Станиславский считал Медведеву одной из самых «искренних» актрис своего времени…

Актриса вышла замуж, когда ей было 40 лет, но ошиблась в выборе мужа. Ее супруг, тоже актер, В. Гайдуков, любил выпить и был необязателен в работе… Этот брак длился недолго. Их дочь Мария не унаследовала талант матери, хотя некоторое время она играла во МХТе. 1506370

Кстати, великая Г. Федотова,  за 42 года на сцене сыграла свыше трехсот ролей.

Многие знатоки театра говорили о ее, казалось бы, безграничных актерских способностях. Русских актрис отличало умение передать женский характер, его жертвенность и умение любить…  

Непревзойденной была игра Евдокии Турчаниновой, лауреата двух Сталинских премий l степени (1943, 1948) и Кавалера двух орденов Ленина (1945, 1949). Любовь Александрова-Дубровина, дочь актрисы Александра Дубровиной, около 50--и лет выступала в театрах Харькова, Казани, Самары, Саратова и других городов. В течение шестнадцати лет работала в антрепризе актера М. Бородая.

Сумела покорить публику своей талантливой игрой на сцене Малого театра и Раиса Потехина, дочь писателя Алексея Потехина, изображая добропорядочных мамаш, свах, девиц на выданье и т.д.

Блистательна была на сцене МХТ и Фаина Шевченко, настоящая русская красавица; актриса, лауреат двух Сталинских премий (1943, 1946). Она, не имея актерского образования, была принята в театр, сыграла 30 ролей. Актриса умела передать своим персонажам живописность, достоверность и колорит…  

По сути, Шевченко была неподражаема, исполняя роли русских женщин в постановках - «Смерть Пазухина», «На дне», «Горячее сердце», «Иванов», «Мёртвые души», «Дядюшкин сон» и др.

Многим из нас известна картина Бориса Кустодиева «Красавица» (1915 год). Считается, что в образе главной героини картины   художником запечатлена актриса МХТ Фаина Шевченко, обладавшая пышными формами. Любопытно, что ля реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи — другой.

Сам мастер не был поклонником такого типажа, и его жена Юлия не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Существует и версия, что после долгих уговоров (актриса не хотела позировать) Фаина все-таки согласилась. И даже Станиславский, который тоже поначалу был против этого, тоже потом не стал противиться…

Больше десяти лет назад внучка актрисы, Екатерина Дмитриева для газеты «Вечерняя Москва» (08.11.2012) сообщила интересные сведения о своей близкой родственнице. По ее мнению, художник любил рисовать Шевченко; может даже, она ему нравилась, как женщина. Правда, к этому времени она успела дважды побывать замужем. 

Первый муж Шевченко – Григорий Хмара, актер. Но он изменил жене, увлекся другой актрисой. Она познакомилась с братом Григория, Александром, статным красавцем, виртуозно игравшим на гитаре. В Москву они вернулись вместе. С ним она и прожила до конца своих дней.

Ходили слухи, что на гастролях актриса познакомилась в Федором Шаляпиным, и муж ее очень ревновал. Надо сказать, что у Фаины была сестра Вера Макарова-Шевченко, актриса и певица, а также брат Василий Лонский (Шевченко), театральный режиссёр. Свою общую дочь с супругом Александром Фаина тоже назвала Фаиной, но она не стала актрисой.

Что же касается картины «Красавица», то многие поговаривали, что Шевченко и Кустодиев встретились как-то на выставке; модель заметила — «Очень толстая!», художник ответил — «Какая есть» — и поцеловал её руку. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее.

О.К.

https://m-llekolombina.livejournal.com/101243.html https://kulturologia.ru/blogs/040219/42150/ https://biography.wikireading.ru/206703 https://www.nvgazeta.ru/news/12381/467194/ https://nashenasledie.livejournal.com/3423831.html https://iknigi.net/avtor-vyacheslav-bondarenko/128558-100-velikih-rossiyskih-akterov-vyacheslav-bondarenko/read/page-8.html https://chernihivski.info/ru/eternal-997-ilya-sacz-vydayushhijsya-kompozitor-i-dirizher-proslavivshij-chernigovshhinu https://pikabu.ru/story/kakim_na_samom_dele_byil_dorevolyutsionnyiy_teatr_7717226 https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post299729788/ https://rg.ru/2020/08/09/basinskij-avdotia-panaeva-byla-ne-tolko-glavnoj-muzoj-nekrasova.html