О великом Федоре Шаляпине, кто-то из его современников сказал: «…он был отражением расколотой русской действительности: босяк и аристократ, семьянин и "бегун", странник…» Есть картины с изображением Шаляпина, фильмы о нем, воспоминания, легенды, до сих пор всплывают разные байки и сплетни…
В честь него называли детей, конфеты, одеколон... Фигура для потомков неоднозначная. Имел двух жен, девять детей, массу поклонников…
Старшая дочь оперного певца Федора Шаляпина, Ирина, безумно любила не только отца, но и мать, Иолу Торнаги (русская балерина итальянского происхождения).
Иола, блиставшая в Миланском театре «Эден», театре «Сан-Карло» (Неаполь), объехавшая с гастролями Европу и США, никогда не думала, что Россия станет ее второй родиной. В 1896 году по приглашению мецената Саввы Мамонтова труппа театра побывала в зимней России, и Иола осталась в Москве.
23-летний Шаляпин, увидев красавицу Иолу во время репетиции «Евгения Онегина», был покорен ее грацией и изяществом. И после недолгого ухаживания признался ей в любви. Он не говорил на итальянском, она же не понимала по-русски, но вскоре молодые люди обвенчались… И Иола через год ради мужа и детей оставила карьеру.
У пары было шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, близнецы Фёдор и Татьяна, Ирина и Лидия. В отрочестве Ирина мечтала о вокальной карьере, но отец был против. Так, девушка стала драматической актрисой, окончив вторую студию при МХТ. Дом Шаляпиных казался счастливой гаванью…
Шаляпин уже был известен, как ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров. В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. В это же время с триумфом он гастролировал в Милане, Риме, Монте-Карло, Берлине, Нью-Йорке, Париже и Лондоне. Шаляпин участвовал в Исторических русских концертах (1907) и спектаклях Русских сезонов театрального деятеля и мецената Сергея Дягилева.
Когда младшим детям было около года, у Шаляпина появилась вторая семья. Соперницу звали Мария Петцольд, вдова с 2-мя детьми от первого брака; она была владелицей нескольких пивных заводов. Оставлять первую семью - Иолу и детей- певец не хотел и жил между двух столиц – Москвой и Санкт-Петербургом… Тем не менее он продолжал поддерживать своих детей от первого брака, а потом и от второго...
Мария родила Шаляпину трех дочерей – Марину, Марфу и Дарью (Дасия). Надо сказать, что Иола не стала закатывать мужу «итальянских» истерик с криками и битьём посуды, но отношения их с годами совсем разладились. А в 1922 году артист уехал в эмиграцию, забрав с собой вторую семью. Спустя несколько лет, после развода с первой женой, Шаляпин официально женился на Петцольд.
Все дети певца так или иначе связали свою жизнь с искусством. Дети Иолы, кроме Ирины, жили за границей. Ирина, как актриса выступала в различных московских труппах. После войны она была актрисой Театра Моссовета, в 1947 году работала на радио в качестве чтеца, изредка снималась в кино.
Есть версия, что конце 1920-го — начале 1921 года дочери Шаляпина, Ирине предлагал руку и сердце поэт Сергей Есенин.
Но вскоре поэт влюбился во внучку писателя Льва Толстого — Софью Толстую.
Ирина поспешно вышла замуж за некоего Павла Пашкова, но позже оставила его.
Через несколько лет мужем Ирины стал талантливый актер театра и кино Петр Бакшеев, он был старшее ее на 15 лет. В 42 года (1929 год) покончил жизнь самоубийством (причина не выяснена).
Лидия, вторая дочь Шаляпина от Иолы, жила за границей, выступала в театре.
Сын Шаляпина, Борис был талантливым портретистом, Федор Шаляпин (младший) стал актером. Самая младшая дочь в первой семье певца, Татьяна, была замужем три раза и родила троих детей.
Уже будучи больной и в инвалидной коляске, она в 1993 году, в сопровождении детей и внуков, приехала в Россию из США для празднования 120-летия со дня рождения отца.
Что же касается детей второй семьи Шаляпина, то его младшая и любимая дочь Дасия стала актрисой (жила в США). Другая его дочь, Марина, мечтавшая стать балериной, после травмы во время репетиций, увлеклась кино.
В 1931 году она в европейском конкурсе красоты (русские эмигрантки) завоевала титул «Мисс Россия». Из детей Шаляпина она прожила дольше всех, скончалась на 98-м году жизни.
Как тогда, так и сейчас, биографы певца писали, что можно за многое осуждать Федора Шаляпина, но отцом он был хорошим… Иола Торнаги пережила Шаляпина на 29 лет. Иолы не стало в 1965 году (92 года), когда она жила в Риме у сына. Она и дочь Ирина много сделали для сохранения наследия Ф. Шаляпина и пропаганды его творчества в СССР.
Федор Шаляпин стал первым «народным артистом» советской республики (1918 год). Его назначили художественным руководителем Государственного академического театра оперы и балета (Мариинский театр). В начале 1920-х годов восприятие Шаляпиным новой власти постепенно стало меняться в худшую сторону, что было связано с «пролетаризацией» театрального искусства…
Звание «народного» в эту пору не спасло семью Шаляпина от национализации его банковских счетов, обысков и уплотнений квартир. Его приглашали выступать на официальных концертах, просили возглавить работу советов театров… Словом, заниматься тем, от чего он был далек…
С гастролями за границей Шаляпин еще успел побывать в 1921 году (разрешение ЦК РКП(б). В 1922 году Шаляпин возвратился в Россию, но уже тогда думал о переезде. Об этом он писал в мемуарах: «…за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчетов…»
Но эмиграцию певцу власть не простила, да и перестраивать свое творчество на современный лад он не пожелал. В 1927 году постановлением Совета народных комиссаров РСФСР певец был лишен звания Народного артиста и права возвращаться в страну. Этот титул вернулся к Шаляпину только после распада СССР.
Итак, помимо звания «Народный артист Республики» также актерам присуждали звания «Заслуженный артист Республики». Существовали и звания «Заслуженный артист академических театров», «Заслуженный артист государственных театров», «Заслуженный артист советских театров» (с 1919 по 1931 годы).
Известно, что актриса Малого театра Мария Ермолова была не только заслуженной артисткой Императорских театров (1902), но и первой «Народной артисткой Республики» (1920), как сообщают открытые источники. Но, наверное, правильнее сказать, что она была в числе первых… получивших это звание…
Так, к примеру «звезда» советского балета Екатерина Гельцер тоже была удостоена звания народной артистки Республики (1925), а ранее она стала заслуженной артисткой Республики (1921).
Её мужем и партнёром по сцене долгие годы был Василий Тихомиров. Их творческий тандем сохранился и после того, как их семья распалась.
Гельцер выступала на сцене Большого театра. С 1910 года в составе антрепризы С. Дягилева принимала участие в гастрольных поездках за рубеж.
Зрителям Мариинского театра хорошо была известна Евгения Збруева; первая исполнительница партий Марфы в опере «Хованщина» и Солохи в опере Чайковского «Черевички», Она имела звания «Заслуженный артист Императорских театров» (1912) и Заслуженная артистка Республики (1922).
В числе «Заслуженных артистов Республики» были также актер Иван Рыжов, певец А. Смирнов, балерина С. Федорова (муж – певец П. Оленин), скрипач В. Вальтер, актрисы Павла Леонтьевна Вульф, Мария Потоцкая (Одно время она была близкой подругой великого князя Николая Николаевича, внука Николая I) и др.
И еще, возвращаясь к истории прошлого, надо заметить, что впервые в 1895 году было учреждено звание - Заслуженный артист Императорских театров —для драматических артистов, артистов оперы и балета, работавших в Императорских театрах в Российской империи.
Данная идея принадлежала Министру Императорского двора графу И. И. Воронцову-Дашкову с разрешения императора Александра III.
Среди первых обладателей этого звания были в основном актёры Александринского театра: К. Варламов, В. Давыдов и М. Савина. Однако считается, что первой актрисой, удостоенной такого почета стала Екатерина Жулева, в связи с 50-летием сценической деятельности.
В разные годы это звание получили – Н. Васильева, М. Ксешинская, Н. Никулина, Н. Лешковская, О. Садовская, Г. Федотова, П. Медведев, П. Хохлов, В. Стрельская и др.
До 1917 года существовало также звание «Солист Его императорского Величества». Этого звания были удостоены певцы - Мария Каменская, Николай Фигнер и Фёдор Шаляпин… После революции в России перестало действовать и звание «Заслуженный артист Императорских театров».
С 1931 года были учреждены звания «Народный артист РСФСР» и «Заслуженный артист РСФСР». Этим званием награждали тех, кто отработал в сфере искусства не менее 10 лет.
Стоит сказать о заслуженной артистке РСФСР Надежде Скарской. Она из семьи русского артиста оперы и педагога Федора Комиссаржевского. Как известно, ее сводный брат, Федор-младший (сын от второго брака отца), стал педагогом и режиссером, а сестра – Вера - знаменитая русская актриса начала XX века.
Надежда не только играла в театре и снималась в кино, но и вместе со своим вторым мужем, известным актером и режиссером - новатором П. Гайдебуровым, основала «Передвижной драматический театр».
Актеры театра играли пьесы для зрителей провинции, и для столичного зрителя, в том числе А Чехова, М. Горького, Г. Ибсена и т.д. Сама Скарская сыграла более 200 ролей.
Иногда Скарскую вспоминают в связи с общей любовью сестер – Надежды и Веры, - к художнику Владимиру Муравьеву, внуку графа Михаила Муравьёва-Виленского, брата российского государственного деятеля начала XX века Николая Муравьёва.
В 1883 году Владимир женился на Вере Комиссаржевской, но спустя три года, после того как жена узнала о его измене с её сестрой Надеждой, развёлся. Брак с Надеждой длился всего три года.
Владимир Муравьев был художником-анималистом, принимал активное участие в академических выставках, а в 1893 году провёл персональную выставку в Петербурге. Но в конце жизни он страдал алкоголизмом. Скарская прожила 90 лет
Известны были заслуженный артист РСФСР (1932), народный артист БССР (1949), лауреат Сталинской премии второй степени (1950), композитор и педагог Василий Золотарев; Леонид Леонтьев, заслуженный артист РСФСР (1932), создатель школы мимической игры балетных актёров; оперная и камерная певица, педагог, писатель, заслуженная артистка РСФСР (1933) Конкордия Антарова, создавшая немало образов на сцене Мариинского и Большого театров, оставила воспоминания и книги о сценическом искусстве.
Она - автор «Бесед К. Станиславского» (1939); записей бесед с В. Качаловым, «Беседы Учителя. Как прожить свой серый день».
Антарова стояла у истоков создания ВТО (Всероссийское театральное общество). В 1917—1964 годах ВТО возглавляла народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии l степени (1943) и Кавалер трёх орденов Ленина (1937, 1949, 1957) А. А. Яблочкина, с 1964 — народный артист СССР (1949), лауреат Сталинской премии II степени (1947), М. И. Царёв.
Из открытых источников известно, в стране около 3,5 тысяч (есть также сведения, что их было 7 тысяч) человек были удостоены звания «Заслуженный артист РСФСР». Есть ссылка на то, что звание «Народный артист РСФСР» присваивалось на основании Указов Президиума Верховного Совета РСФСР.
Надо сказать, что в 1936 году учредили звание «Народный артист СССР» для лиц, «особо отличившихся в деле развития советского театра, музыки и кино». В отличии от звания «Народный артист РСФСР» новое звание являлось более высокой степенью отличия в области музыки и иных сценических видов искусства.
Известно, что звание народного артиста СССР за 55 лет, как стали его присваивать, получили более тысячи человек. Первыми среди них были К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, И. Москвин, В. Качалов, также певица Большого театра А. Нежданова, Б. Щукин, Е. Корчагина-Александровская и др.
На присуждение высших званий, как и на присвоение других наград, разумеется, влияла партийная принадлежность. Но не всегда это учитывалось, когда речь шла о личности крупного масштаба и большого таланта…
Спустя годы народными артистами СССР стали Ф. Раневская и А. Райкин, И. Моисеев и М. Плисецкая, Г. Товстоногов и М. Бабанова, которые были беспартийными, хотя каждому неоднократно намекали на желательность членства в партии.
Несмотря на получение высокой награды, жизнь каждого из деятелей искусства не была лишена трудностей и проблем. Через многие этапы жизненных перипетий прошли певица Антонина Нежданова и ее супруг, дирижер Николай Голованов. Вот лишь некоторые фрагменты из их биографий…
Наставницей певицы А. Неждановой, народной артистки СССР (1936), лауреата Сталинской премии I степени, была певица и педагог Софья Рубинштейн.
Ну, а после окончания Московской консерватории Нежданова пела в Большом театре, где служила более тридцати лет.
Ее путь на сцену был непрост. Как-то московская знаменитость услышала, как дочь учителей, Тоня поет в церковном хоре и сказал, что ей надо ехать в Москву…
Но она отправилась в Петербург, в консерваторию, где педагог посоветовала, прослушав девушку, петь для себя.
В Москве, почти, как в фильме «Приходите завтра», конкурс был завершен и ей пришлось обраться за помощью к итальянскому педагогу и профессору Умберто Мазетти, что работал в консерватории.
Он взял ее в свой класс на свой страх и риск, а потом не переставал восхищаться талантом Неждановой. И в Большом театре тоже спустя годы учебы была конкуренция. Но заболела одна певица, исполнитель партии Антониды в опере Глинки «Иван Сусанин»; кто-то побежал за Неждановой. И она спела… А зал потом аплодировал ей стоя…Так, судьба молодой певицы была решена.
В 1915 году 42-летняя певица познакомилась с дирижером Николаем Головановым, который был моложе примы Большого театра на 18 лет. Его талант, энергия и ум покорили Нежданову. Их брак был гражданским, и продлился до конца жизни певицы.
Молодой Голованов работал в Большом театре в должности дирижёра в 1919—1928 и 1930—1936 годах, дебютировав в опере «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. С 1948—1953 — главный дирижёр Большого театра. В течение 30-и лет он, как пианист выступал вместе с женой, а также с солистами - И. Козловским, М. Рейзеном, М. Максаковой, Н. Шпиллер.
Однако, начиная со второй половины 20-х годов, против Голованова была развязана кампания политической травли — борьба с так называемой «головановщиной». Его обвиняли в том, что он хочет привнести в советский театр старые «буржуазные нравы и методы работы». Скандал перекинулся и в консерваторию, где Голованов возродил Консерваторский оркестр. Здесь тоже началась «чистка».
Об этом рассказала корреспонденту М. Алексинской, автору блога «Завтра» (20 мая 2014) музыковед, работник музея памяти Н. Голованова, Ольга Захарова. И, как бы не отстаивал свои идеи дирижер, его не раз увольняли из театра. Сначала это был 1928 год, но в 1930 году вернули (постановление Комиссии ЦК), то есть реабилитировали сверху. Ну, а во второй раз уволили в 1936 году, а в 1948-м восстановили.
Тогда же Голованов был удостоен звания народного артиста СССР, а годом позже, в 1949, получил Сталинскую премию первой степени за постановку «Бориса Годунова». Захарова говорила, что дирижер был так взволнован, что перенес микроинфаркт, когда узнал о награде…
Однако в годы, так называемой, «хрущевской оттепели» Голованова снова уволили. От него требовали «…создать советскую классическую оперу, а Голованов весьма скептически к этому относился...» Когда он приходил в театр, его не пускали со служебного входа. К этому времени Нежданова уже умерла. Ее не стало в 1950 году (77 лет), а Голованова через три года. Им созданы 2 одноактные оперы, симфония, более 140 романсов, свыше 50 обработок песен разных народов мира.
Согласно информации ТАСС после смерти актрисы Веры Васильевой (2023 год) самым пожилым из ныне живущих народных артистов СССР является балетмейстер Юрий Григорович (род. 2 января 1927). Самым молодым из ныне живущих народных артистов СССР по году рождения является балерина Надежда Павлова (род. 15 мая 1956). Самыми молодыми на момент присвоения звания народными артистами СССР были узбекская певица Халима Насырова (23 года) и казахская певица Куляш Байсеитова (24 года).
Принято считать, что народные артисты в СССР получали разные блага от государства все и сразу. Можно сказать, что не все и не сразу, но привилегии были. Так, звезды могли претендовать на квартиры, машины и государственные дачи, имели 50-процентную скидку на оплату услуг ЖКХ, могли лечиться в лучших больницах.
Актеру, имеющему звание народного, во время гастролей полагалось место в спальном вагоне поезда и «люкс» в гостинице. Народные артисты имели доступ к спецраспределителям продуктов, санаториям для высших партработников.
В 1991 году состоялось последнее награждение – «Народный артист СССР». Сегодня тех льгот нет в полном объеме, а звание народного артиста РФ (после распада СССР наименование государства было изменено с «РСФСР» на «РФ»), как и заслуженного артиста РФ … от этого не стало менее престижным.
О.К.
https://www.pnp.ru/social/kto-byl-pervym-narodnym-artistom-sssr.html https://24smi.org/celebrity/251126-irina-shaliapina.html https://lera-komor.livejournal.com/1513311.html https://dzen.ru/a/Y_L9a-F5MgDCiVjo https://fb.ru/post/celebrities/2021/4/28/304582 https://www.novochag.ru/obshchestvo/istoriya-tradicii/32-000-carskih-rubley-zhivye-skulptury-i-nabor-pletok-kakovo-bylo-krepostnym-akteram-v-rossii/ https://fb.ru/article/423914/kira-machulskaya---pervaya-supruga-yuriya-yakovleva https://www.kp.ru/putevoditel/serialy/interesno/kruglyi-iz-brata/ https://kulturologia.ru/blogs/200320/45843/ https://m-llekolombina.livejournal.com/45393.html https://biographe.ru/znamenitosti/ekaterina-durova/