Книгу «Грустное лицо комедии или Наконец подведенные итоги», по словам режиссера, он писал всю жизнь. Вот, что он писал в своем предисловии: «Эту книгу я пишу всю жизнь», - сообщает Эльдар Александрович в авторском вступлении.
И это - чистая правда. Первая книга режиссера «Грустное лицо комедии» вышла в далеком 1977 году. С тех пор она несколько раз дополнялась, переиздавалась.
У Эльдара Рязанова нет унылых книг. Его «грусть» мягкая, добрая и беспощадная к себе. Такой он был требовательный и непостижимый человек. Ведь его повторить Невозможно.
… На долю Рязанова-режиссера пришлись полвека — он начал в 1956-м, а последний фильм, ремейк и вместе с тем сиквел собственной «Карнавальной ночи», снял в 2006-м. Выходит, он главный кинорежиссер вовсе не эпохи застоя, а послесталинской России: страны, которая в равной степени мечтала о свободе и боялась ее. А ведь фильмы Рязанова именно об этом, если уж пытаться как-то суммировать их общие черты.
Рязанов не мог бы снимать кино о свободе, если бы не нашел ее в самом себе, и не сумел бы передать в фильмах. «Карнавальная ночь» прежде всего праздник после суровых лет, когда смена цифр в календаре должна мистическим образом изменить окружающую жизнь (и действительно изменила, как мы знаем).
«Берегись автомобиля» — о справедливости, она же внутренняя А «Гусарская баллада» — о карнавальном, опять же, переодевании, об освобождении от гендерных ролей и, конечно, о победе далеко не только над Наполеоном свобода, которая не боится ни социума, ни закона, ни (страшное дело!) тюрьмы.
Точно о том же, но уже с политическим подтекстом — «О бедном гусаре замолвите слово». Да и «Гараж» — на ту же тему, только вывернутую наизнанку: о тупике несвободы.
Обо всем этом он пишет в своих книгах, размышляя…
Рассказала Ольга.
Источники.
WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/24439/605198/