«Продаются: детские ботиночки, неношеные». Традиционно эта фраза приписывается Эрнесту Хемингуэю. Считается, что он написал его экспромтом, заключив пари. В словах «For sale: baby shoes, never used», якобы написанных писателем на салфетке в ресторане, есть завязка, кульминация и развязка.
Однако некоторые историки отмечают, что Хемингуэй мог не быть автором рассказа (1920 год). Еще в 1906 году в газете была опубликована короткая история: «Продается детская коляска, которой никогда не пользовались». Была ли эта история чьей-то выдумкой, или за ней скрывалась чья-то трагедия, сегодня уже не узнать.
Кроме того, в 1917 году в газете был опубликован очерк писателя Уильяма Р. Кейна, в котором рассказывалось о трагедии женщины, потерявшей ребенка. Очерк назывался «Маленькие башмачки, которые никогда не надевали». А потом, как из рога изобилия, посыпались подобные объявления, похожие или повторяющие краткий сюжет потери ребенка…
В июле 1921 года в английском журнале Judge была опубликована версия, опять с детской коляской вместо ботинок: рассказчик сообщил, что связался с продавцами для выражения соболезнования и узнал, что причиной продажи стало рождение близнецов вместо одного ребёнка. Так-то, вот…
Многие стали считать, что Хемингуэй не автор уже упомянутого рассказа ... Конечно, ради пари он мог воспользоваться объявлением, но не более того. Но опять, это только догадки; ведь сам автор ни слова об этом не написал. Однако, версию об авторстве писателя позднее привел литературный агент Питер Миллер (1974 год).
Он сослался на историю, как мать, убитая горем от потери ребенка, не продавала, а подарила какой-то семье ботинки. По его мнению, эта история для любого автора могла послужить сюжетом для рассказа…
Докопаться до истины, писал ли на самом деле Хемингуэй этот рассказ, ученые попытались еще в 2012 году. В журнале «Journal of Popular Culture» была опубликована статья исследователя Фредерика Райта, который отрицал причастность Хемингуэя к этому рассказу.
Вероятно, дискуссии по поводу авторства 6-и слов: «For sale: baby shoes, never used» («Продаются: детские ботиночки, неношеные»), в которых заложен простой и трогательный сюжет, будут не раз обсуждаться, но как бы то ни было, каждый волен сам домысливать эту тему, как и причастность к нему известного писателя…
Писать короткие рассказы вообще очень сложно, как и вообще писать коротко.
Не зря ведь ещё писатель Антон Чехов говорил, что краткость – сестра таланта. А писать короткие смешные байки — ещё сложнее…
Есть немало историй, удачных миниатюр в соцсетях… А, что… люди пробуют себя в новой для себя ипостаси. У многих это звучит неплохо.
-Это наша золотая свадьба. Столик на одного… -Воображал себя взрослым. Стал взрослым. Потерял воображение… -Наша спальня. Два голоса. Я стучусь… -Извини, солдат, мы продаем ботинки парами… Или еще. - Незнакомцы. Друзья. Лучшие друзья. Любовники. Незнакомцы…
Надо сказать, что в начале 20 века в Америке проводились интересные и пользующиеся спросом конкурсы.
Среди них оказался и конкурс на самый короткий рассказ (сообщил новостной отдел американской телерадиокомпании CBS). Дата основания кампании - 18 сентября 1927; у нее было много филиалов, и была огромная популярность.
В 1930-х годах благодаря дневному и праймовому эфирам «CBS» процветало. В 1935 году валовой объём продаж составил $ 19,3 млн, прибыль равнялась $ 2,27 млн. Звезды считали за честь быть услышанными в эфире. Среди них были – певец и актер Эл Джолсон, актеры-комики Джордж Бёрнс и Грейси Аллен, а певица также Кейт Смит и др.
Приглашение принять участие в конкурсе на создание короткого рассказа приняли многие писатели, да и просто желавшие прославиться журналисты.
Существует версия, что победителем в конкурсе стал писатель О. Генри (настоящее имя Уи́льям Си́дни По́ртер). У него не так уж и много было коротких рассказов, но он умело использовал в своих текстах острые словечки и выражения, жаргон, а также колоритные диалоги.
Его конкурсный рассказ звучал так: “Шофёр закурил и нагнулся над бензобаком посмотреть, много ли осталось бензина. Покойнику было 23 года”.
Что любопытно, Генри практически все сюжеты брал из жизни, люди сами приходили к нему, чтобы рассказать о себе. Так, к примеру, он никогда не пользовался услугами проституток, но часто кормил их обедом, давал денег и слушал их рассказы о жизни. Одна из таких историй впоследствии превратилась в рассказ «Меблированная комната».
Всего О. Генри написал около 600 рассказов, полное собрание его произведений составляет 18 томов. Персонажи произведений О. Генри — часто неунывающие мелкие мошенники. При этом добрые и даже благородные. Около 30 раз его рассказы и новеллы были экранизированы. Блестящий юмор, уморительные сюжеты, смешные и чуть наивные диалоги, как взрослых, так и детей, покоряли режиссеров, а потом и зрителей.
А ведь жизнь самого О. Генри не была простой и радостной. Он в 3-летнем возрасте лишился матери, умершей от туберкулеза, и сам Генри всю жизнь страдал от этого заболевания. Будущий писатель был остроумен, всегда весел и увлечен женщинами.
17-летняя Атоль Эстес покорила его сердце, и молодые, несмотря на возражения родителей, поженились. Кстати, Атоль тоже была подвержена тому же заболеванию, что и ее супруг.
Пара участвовала в музыкальных и театральных коллективах, и Атоль поощряла своего мужа продолжать писать.
Их маленький сын умер, затем родилась дочь Маргарет.
Его смешные рассказы печатали многие издания, и она разлетались среди читателей, как «горячие пирожки».
Не всегда хватало денег для устройства молодой семьи, писатель устроился кассиром в Первый национальный банк Остина, хотя был не совсем уверен в себе.
Когда прошла ревизия в банке, обнаруженная недостача стала причиной увольнения кассира…
Генри обвинили в краже 854 долларов 8 центов. Он пытался скрыться от правосудия, но, узнав, что жена умирает, вернулся. Атоль не стало, а Генри попал в исправительную тюрьму штата Огайо. Через три года его освободили.
И О. Генри вновь стал писать. Он был человеком открытым, готовым помочь каждому. Так, долгое время у него жил юноша, который называл себя молодым писателем, а попросту был нахлебником.
А одна женщина несколько раз просила крупные суммы для матери, которой, давно, очень давно не было в живых…
Вскоре писатель женился на школьной подруге Сарре (Салли) Линдси Коулман: она написала вымышленную версию их переписки и ухаживания в своей новелле «Ветер судьбы». Через два года Сарра оставила Генри.
О. Генри не стало в 1910 году (47 лет). Алкоголь во многом стал причиной его смерти. Его единственная дочь Маргарет, которая тоже пробовала писать, умерла в 38 лет от туберкулеза.
Через восемь лет после смерти О. Генри, в 1918 году, в память о нем была учреждена премия О. Генри (O. Henry Award), которая вручается ежегодно за лучший рассказ. А ведь долгое время рассказы О. Генри называли бессодержательными, поверхностными и совсем уж… ничего не дающему читателю, кроме усмешки…
Но прошли годы, и его “методику” написания маленьких шедевров стали преподавать в колледжах, университетах, также издавались многочисленные руководства и т.д.
Есть сведения, что в Британии тоже проводили конкурсы на короткие рассказы. Один из них выдвинул такие параметры: Бог, королева, секс, тайна. Рассказ — победитель: «Господи! — вскричала королева, — я беременна, и неизвестно от кого!» К сожалению, автор в открытых источниках этого рассказа не указан.
Или еще. B конкурсe на самую короткую автобиографию победила одна пожилая француженка, которая написала: «Раньше у меня было гладкое лицо и мятая юбка, а теперь — наоборот».
Кто-то сохранил для потомков и такое воспоминание о французском писателе Викторе Гюго, который отправил издателю рукопись романа «Отверженные» с сопроводительным письмом: «?» Ответ был лаконичен: «!»
С коротких рассказов, как правило, начинают карьеру почти все писатели. Как-то Лорри Мур (настоящее имя Marie Lorena Moore) — американская писательница, мастер короткой формы, эссеист, критик сравнила рассказ с сериалом - «Рассказ — это интрижка, роман — брак. Рассказ — фотография; а роман — фильм».
Американского фантаста, мастера детективов, сценариста Фредерика Брауна чаще называли автором малых рассказов. Их у него множество, хотя он - автор более чем 30-ти книг. У Брауна есть романы и новеллы, его экранизировали по меньшей мере раз десять, он создавал радио-телепрограммы… Последняя книга — «Утраченный парадокс» — увидела свет в 1973 г. уже после его смерти.
Браун переменил множество работ в бульварных газетах и журналах, чтобы выбиться в писатели и… покончить с нищетой, потому как ему хотелось только писать. И только его детектив «Невероятное вымогательство», получивший премию Эдгара Алана По (писатель детективов), позволил Брауну наконец уйти с работы.
В 1949 году начинается его одиссея в поисках наиболее подходящего места для своего здоровья. У него были проблемы с легкими, в молодости он часто пил… Он переезжал из города в город, колеся по странам в поисках теплого климата…
Для писателя наступает тяжелое время — здоровье ухудшается катастрофически. Брауна также одолевала астма, страдал он и от депрессии.
Уже в 60-е годы Браун стал писать по роману в год. Известны его рассказы - «Кнут» «Дневные кошмары» «Вокруг да около» «Потерянный парадокс» «Скажи им, Пальяччо!» «Ничего серьёзного» «И боги смеялись» «Принцип Йехуди» «Арена» «Смерть Райли» «Убийство не из-за чего» «Волновики» и др.
Многие его рассказы миниатюрны, содержат менее 500 слов. Один из самых известных — «Стук», состоящий всего из девяти слов: «Последний человек на земле сидел в одиночестве, когда раздался стук в дверь…»
В 1972 году (65 лет) писатель переехал в госпиталь, где вскоре умер. На письменном столе осталась прощальная записка в типичном для Брауна лаконичном тоне: «Никаких цветов, никаких похорон, никакой суеты».
Короткий рассказ является одним из древнейших видов литературы и существовал в форме легенд, мифических сказок, народных сказок, волшебных сказок, небылиц, басен и анекдотов…
Американский писатель Эдгар Аллан По говорил, что в коротком рассказе должна быть тема, обстановка, персонаж, конфликт, сюжет.
Несмотря на короткую жизнь (40 лет), Эдгар писал детективы, эссе, был литературным критиком, редактором…
Причина его смерти остается неизвестной и объясняется многими причинами, включая болезни, алкоголизм, злоупотребление психоактивными веществами и самоубийство.
В газетах того времени писали, что По умел от опухоли мозга, кто-то называл одной из причин смерти холеру, кто-то –туберкулез… После смерти писатель был не раз оболган… Его называли «развратником» и недалеким выскочкой… А По был гениален.
Множество сплетен и домыслов были вокруг имени писателя. Так было всегда. Он родился в семье актеров, но рано остался один; воспитывали его приемные родители.
Эдгар закончил университет Вирджинии, поступил в Военную академию США в Вест-Пойнте.
Но он не хотел быть военным, писал стихи и прозу, хотя ни на кого не произвел впечатления. В 1836 году писатель женился на своей кузине Вирджинии. Девочке на то время было лишь 13 лет. Она, как и мать Эдгара умерла от туберкулёза, в 1847 году.
Как считают историки в возрасте 26 лет, так как её возраст в свидетельстве о браке был подделан и увеличен до дозволенного.
К этому времени По успел завоевать умы многих своих читателей. Его считали красавцем, женщины обожали его… Они писали ему записки, он им отвечал. Все удивлялись, как он, появляясь в обществе, успевал много работать и писал не переставая. По вдохновлял творческие умы всего мира…
Многие рассказы писателя экранизированы, успешно или нет, об этом могут судить только зрители. Автор уже ничего не скажет, при жизни он их не видел.
А известный английский писатель – фантаст Герберт Уэллс считал, что короткий рассказ – это ярко, весело и загадочно, но и немного печально… Уильям Фолкнер, американец, знаменитый своими романами и рассказами, как-то признался, что, если готов кто-то написать короткий рассказ, то тут же надо бежать за бумагой, чтобы быстро изложить свои мысли…
Среди выдающихся произведений Фолкнера такие романы, как Шум и ярость (1929), Когда я умирала (1930), Свет в августе (1932) и др. В интервью редактору Джине Стейн: «Некоторые люди утверждают, что не могут понять ваши произведения, даже прочитав их два или три раза. Какой подход вы бы им посоветовали?» Фолкнер отвечал: «Прочитайте их четыре раза».
Ему казалось, что он влюблен в Эстель Олдэм, которая десять лет была замужем и родила детей… Он все равно женился на ней. Чтобы обеспечивать семью, Фолкнер был вынужден писать сценарии для фильмов.
Затем на студии увлекся секретаршей, красавицей Метой Карпентер. Увидев ее, Фолкнер понял, что пропал. Они скрывали роман ото всех… Но Мета то уходила от него, то возвращалась… Фолкнер, с трудом переживал семейные неурядицы, стал пить. Однако со своей единственной женой Эстель, окруженной детьми от первого и второго брака, Фолкнер прожил 33 года.
Проживший 91 год, английский писатель У. Сомерсет Моэм, известный своими романами «Постоянная жена», «Раскрашенная вуаль», пьесами «Леди Фредерик», «Круг», «Письмо», «Священное пламя» и др, писал, что главное в рассказе замысел… Отсюда будет и сюжет…
К началу 40-х годов Моэм стал одним из самых знаменитых и состоятельных писателей Англии. У него было множество романов, немало пьес и рассказы. Моэму не было равных в создании сквиба (Squib), краткое сатирическое, остроумное произведение, или речь, например, пасквиль, рассказ…
Всем стоит вспомнить его выражение: «Не нужно, чтобы писатель съел целую овцу, чтобы сказать вам, что такое баранина на вкус».
А его комические рассказы - "Джейн" (1923) о неряшливой вдове, которая к ужасу своей семьи воображает себя эпатажной и заметной фигурой в обществе.
И "Творческий импульс" (1926), в котором писательница шокирована, когда ее кроткий муж уходит от нее к кухарке; и ещк "Три толстухи из Антиба" (1933), в котором три пожилых друга играют в бридж , пытаясь похудеть, пока неудачи за столом для игры в бридж со стороны стройного четвертого игрока не провоцируют их на экстравагантное нарушение диеты…
Талант Моэма в создание сатирических новелл и сарказм в них был невероятен… он бил прямо в цель, вызывая и смех, и слезы… Американские писатели –романисты и авторы коротких рассказов Хью Уоллол, Фланнери О'Коннор, индийский писатель Сукумар Ажикоде тоже считали, что короткий рассказ – это большая работа, которая под силу лишь талантливому автору.
Немало коротких рассказов в творчестве русских авторов. Среди них – А. Чехов, В. Гаршин, А. Куприн, Н. Лесков, А. Грин, А. Фет и др. В конце XIX — начале ХХ в жанре прозаических миниатюр свои произведения создавали И. Бунин, К. Случевский и И. Тургенев, А. Серафимович, Е. Гуро и др.
Говорят, что, когда на чтение есть не больше 15 минут и начинать что-то внушительное не хочется, на выручку приходят короткие рассказы.
Одно время либеральные газеты не признавали рассказы Антона Чехова, называя их безыдейными, лишенными интереса и содержания. Чехов, якобы «…и зовет куда-нибудь своих современников, то лишь к серенькому заурядному быту и обывательскому тусклому житью». Лев Толстой после смерти Чехова написал, что его рассказы – это «…кусок жизни со всеми своими запахами, красками, звуками, формами неотразимо привлекал к себе Чехова…»
Писатель написал множество рассказов, и в каждом из них, как и в его заметках, и письмах «… жемчужины его мыслей и раздумий…» Вот некоторые из его рассказов
-Видел богатых невест. Выбор громадный, но я все время был так пьян, что бутылки принимал за девиц, а девиц за бутылки. Вероятно, благодаря моему пьяному состоянию здешние девицы нашли, что я остроумен и «насмешник». -Не всех нас ожидает в будущем счастье. Не надо быть пророком, чтобы сказать, что горя и боли будет больше, чем покоя и денег.
-Воспитанные люди не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.
О.К.
https://ceteratura.ru/konkurs-korotkix-istorij https://noi.md/ru/v-mire/samyj-korotkij-rasskaz https://kulturologia.ru/blogs/250917/36109/ https://ulin.ru/library/knowledge/story-6-words/ https://mel.fm/zhizn/istorii/6978253-poteryal-zhenu-i-rebenka-sidel-v-tyurme-mnogo-pil-v-kakikh-usloviyakh-o-genri-pisal-svoi-rasskazy https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.88da0a3c-67596614-0e24b712-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Short_story https://gorky.media/context/ne-pishi-ne-pishi-ne-bud-pisatelem/