любовь1 гундарева1Темы, которые затрагивала Ирина Велембовская в своих книгах, не устраивали цензоров. Они издавались, но "со скрипом". Тем не менее, в 1965 году на экраны вышел фильм по произведению писательницы "Женщины".

Эта картина стала не просто хитом. Она вошла в золотую коллекцию советского кинематографа. А в конце семидесятых были созданы по книгам Велембовской фильмы "Сладкая женщина", "Молодая жена".

Это сейчас мы смотрим кинокартину «Женщины» и нам невдомек, что так пугало цензоров от литературы… Ну, во-первых, придирки и запреты разных членов редколлегий, которые, как правило, состояли из мужчин, основывались на том, что перед ними была просто «женская» литература.

Во-вторых, подобные темы, где говорилось о женской судьбе, любви-нелюбви к людям, к человеку вообще, воспринимались неоднозначно… Об этом писала и дочь Велембовской, Ксения, которая отмечала, что «на ее мать обрушивались тонны критики». Читающая интеллигенция не особо интересовалась жизнью тружениц фабрик, литейщиц и почтальонш.

И еще заметьте, что в те годы в Союзе писателей СССР и Московской писательской организации не было ни одной женщины. Велембовская, какой ее запомнили современники, - это улыбающаяся женщина с короткой стрижкой, хохотушка и радушная хозяйка. Обожала собирать грибы и ягоды, косила сено и колола дрова. А также писала, о чем другие не смели или не хотели: о простых женщинах. 

Не все было просто и в судьбе писательницы. До девятнадцати лет она жила в интеллигентской среде. Потом были арест отца, война, ссылка на Урал, работа на лесоповале… Не потому ли Велембовская была самоироничным человеком, не любила говорить о том, как пишет книги. Известно только, что она за основу своих сюжетов не брала собственных жизненных фактов. Как вспоминала ее дочь, Велембовская никогда она не вела ни записных книжек, ни дневников, как делали ее коллеги.любовь2 арбатова2

В одном из интервью обозреватель и журналист Екатерина Писарева сказала: «…мне всегда казалось, что великая русская литература рассказывает нам одну важную вещь — нечего надеяться на хэппи-энд. Бедная Лиза утопилась, Нина Заречная сошла с ума, Раневская разорилась и уехала за рубеж, а Катюша Маслова оказалась на каторге…»

Все так… Это героини «мужских» книг. Это не выдумка. Такова была действительность… Не так уж безмятежны были и «женские» романы. В них все «намешано». Любовь и страдание, горе и радость, предательство и отвага… Как без этого? Но всякая женщина, если ей дан талант, а в руки перо, стремится увидеть свет в конце тоннеля… Такова ее природа…любовь2 петрушевская1

Сейчас говоря об известной поэтессе, авторе любовной лирики Веронике Тушновой, к тому же, члене Союза писателей СССР, мы вспоминаем ее проникновенные строки- «Не отрекаются, любя», «Сто часов счастья», «А знаешь, все еще будет!», которые стали песнями, и только потом о ее судьбе в литературе.

А ведь в ее жизни было и другое время. По мнению многих коллег и критиков, грусть ее произведений производила впечатление манерности и камерности, и такая характеристика не сулила ничего хорошего. И, хотя она начала печататься в 1945 году, второй раз заявить о себе поэтесса смогла лишь спустя десять лет.

Тушнова боялась показывать свои переживания, боялась быть не понятой современниками.  Темы для своих стихов она привозила из многочисленных поездок по стране, но и этот сборник тоже критиковали недоброжелатели. По их мнению, поэтесса «не обрела свое творческое лицо…»

Настоящее признание пришло к ней в конце жизни, но разве это изменило тональность ее стихов… Ничуть… Как и прежде, они были о любви и взаимоотношениях людей…любовь2 вера1

Ее последняя любовь-поэт Александр Яшин. С ним было связано и счастье, и горе Тушновой. Несмотря на сильное ответное чувство, Яшин не смог оставить большую семью, и эта страсть была безнадежна.

Она вылилась в сотни пронзительных стихотворений, включая последние предсмертные “Я стою у открытой двери”…

Сферы самореализации мужчин и женщин на рубеже XVIII–XIX веков были разделены и закреплены: для женщины это дом, для мужчины — весь остальной мир (служба, политика, война). «Царица» русской поэзии Анна Ахматова говорила: «Понимаю, что должны быть мужские и женские туалеты. Но к литературе это, по-моему, не подходит».

Написав стишок, начинающийся со строк "Мой отец родился под Рязанью...", и ещё что-нибудь про войну, можно было через месяц издать книжку и вступить в Союз писателей». Так думали многие из писательниц… И в этом была своя правда.

Не сразу была принята в Союз писателей Мария Арбатова. Она – автор 14 пьес, трех киносценариев и 35 книг, говорила: «… я пять лет на пенсии, но мой режим ничуть не изменился. По внутреннему ощущению мне лет 35…» В молодости она собиралась со временем стать русской поэтессой. Первый раз недобрала на философский факультет полбалла, страшно переживала. «Пошла по проспекту, стала заходить во все подряд учреждения.

В полном отчаянии зашла в Литературный музей — взяли расклеивать афиши и подавать чай выступающим писателям. Потом все же поступила на философский». Еще в детстве Арбатова заболела полиомиелитом, но отделалась хромотой… Надо сказать, что она никогда не комплексовала.

Наверное, и поэтому тоже она увлеклась литературой, много читала, думала и писала. Все знают ее слова «Женщина-это жизненная позиция». И эту позицию Арбатова отстаивает всю свою жизнь… Людмила Улицкая, Мария Арбатова, Вера Галактионова, Людмила Петрушевская - авторы, чьи имена "на слуху" и, которые покорили сердца многих читательниц в "нулевые" годы, продолжают радовать нас и сегодня. Людмилу Петрушевскую ненавидят или любят, но равнодушных к ней нет. В 84 года она остается собой: талантливой, сострадающей и смелой. Она носит большие шляпы, поддерживает тех, кто нуждается в её поддержке, поёт, рисует, занимается благотворительностью…любовь2 тушнова2

Ее отец изучал марксистско-ленинскую этику и научный атеизм, а дед был лингвистом, который создал письменность для нескольких народов Кавказа. Прадед – легендарный революционер, – понятно, что в тридцатые годы такая семья не могла не попасть под колесо репрессий. Детство писательницы осталось с ней навсегда. Главное, что она вынесла из этих лет – умение справляться с трудностями. В детстве она сопротивлялась голоду и травле, во взрослой жизни – цензуре, бедности, болезням близких...

Это сегодня книги Петрушевской знают, их читают, а лучшие театры ставят ее пьесы. Как-то она сказала: «К пятидесяти годам у меня было опубликовано только семь рассказов и две одноактные пьесы. Чаще печатали сказки, а жила я за счет того, что переводила…» Но, вероятно, долгий путь в литературу только укрепляет дух женщины-писательницы.

Веру Галактионову ставят в один ряд с такими писателями, как Валентин Распутин, Станислав Куняев, Леонид Бородин, Владимир Личутин, Петр Краснов… Она член Союза писателей России. Входит в состав Высшего Творческого Совета Московской писательской организации. Дебютом писательницы стал рассказ «Приезд», напечатанный в журнале «Дружба» в 1985 году. Первую книгу Галактионовой «Шаги», издали алма-атинским издательством «Жалын» в том же году. Она всегда пишет о моральных аспектах жизни… Писательница хочет видеть своих героев дерзкими, смелыми и отважными.

Некоторые критики заявляют, что ныне писатели перестали быть «властителями дум», с чем Галактионова не согласна… Сегодня читатель, считает она, обязательно найдет в книжном магазине произведение того автора, у которого хочет получить ответ на свои вопросы…

Как-то известная писательница Дина Рубина сказала: «…уйму времени я складываю слова во фразы, фразы в абзацы, абзацы в главы. Иногда получаются романы, иногда даже трилогии...» 69-летняя писательница, редактор, киносценарист. Член Союза писателей Узбекской ССР, Союза писателей СССР, Союза русскоязычных писателей Израиля, книги которой раскупают читатели с охотой, награждена множественными наградами.любовь2 рубина1

На ее счету больше 20 романов, множество сборников с рассказами, экранизирован 8 ее книг. Она из тех писателей, которые начинают писать лишь тогда, когда знают финал своей книги… Она самоиронична, не тщеславна и умна. В одном из интервью Рубина вспоминает о том, что на деньги от переводов, которыми она часто занималась в первые годы своего творчества сумела купить кооперативную квартиру, куда переехала с маленьким сыном после развода с мужем.

Неслучайно Рубина считает, что писатель пишет, потому что это его жизнь, его способ жить. А потом уже возникает читатель…Ведь это ей особенно близко. Рубина уже 50 лет в своей профессии. Говорит, вы скажете, что писателя главное-воображение? Да, это необходимо. Работоспособность, талант? Да. Однако «…писатель немыслим без содружества всех качеств, без такой особой писательской ДНК, при наличии которой рождаются книги».

Дина Рубина пишет о любви, которая преображает мир, о верности и доброте. А Галина Щербакова много лет с завидным темпераментом и с поразительной деликатностью исследовала тему «Любовь юных в мире взрослых».

Долгое время работы Щербаковой не публиковались, что порой приводило ее в отчаянье. Редакторы литературных журналов указывали на то обстоятельство, что ее проза мало интересна массовому читателю. Успех к Галине пришел позже, вместе с произведением «Вам и не снилось». Повесть эта появилась в 1979 году.

Около 30 книг вышло из-под пера Щербаковой, все они посвящены судьбе человека. Биография этой женщины похожа на биографии многих наших современниц: в ней есть место семейной жизни, радостям и горестям, супружеской и материнской любви. Возможно, поэтому ее повести и рассказы пронизаны такой реалистичностью…

Щербакова неустанно повторяла на встречах с молодыми писателями: «…писать нужно именно о том, что в тебе кричит». И тут же добавляла: - Я из породы ломовых лошадей. Утром сажусь за стол, у меня даже пишущей машинки нет, работаю ручкой. И с девяти-десяти до двух, до трех часов пишу, пишу…

О.К.

https://zotych7.livejournal.com/ https://isralove.org/load/

https://biographe.ru/znamenitosti/ https://biography.wikireading.ru/

https://www.novochag.ru/stars/zvezdnye-istorii/puski-byatye-zhizn-i-priklyucheniya-lyudmily-petrushevskoy/