голдберг главнаяВ русском переводе книга получила название «Человек, который съел машину: Книга о том, как стать писателем». В 1986 году книга была издана стандартным стартовым тиражом в 10 тысяч экземпляров.

За 30 лет книга была переведена на 14 языков, выдержала 36 изданий и была напечатана в количестве 2 млн экземпляров.

Такие тиражи не снились даже самым известным писательским «гуру»: ни Сиду Филду, ни Крису Воглеру, ни Линде Сегер, ни Майклу Хейгу, ни Блеку Снайдеру, ни Роберту Макки, ни Джону Труби вместе взятым. Разберемся, о чем же эта книга и почему стала популярна.

Российское название книги было выбрано читательским голосованием. Издатели предлагали следующий вариант: «Открой в себе писателя: разбираем ремесло по косточкам», что частично раскрывало содержание и в то же время вводило в заблуждение, так как в книге о писательском мастерстве сказано очень мало. Читатели предлагали множество вариантов, таких как: «Писатель внутри тебя», «Писательство до костей.

Освободи своего писателя», «Путешествие внутрь себя. Освободи в себе писателя». Был вариант, который наиболее соответствовал содержанию книги, то есть раскрытию метода фрирайтинга — «Обнажи своего писателя. Как писать свободно».

Но в итоге был выбран вариант, в котором «первая часть названия интригует и не скучно выглядит, ну а вторая часть - все разъясняет».

Голдберг ни разу не упоминает термин фрирайтинг, хотя традиция фрирайтинга к тому времени насчитывала как минимум лет шестьдесят и даже уже была разработана научная база метода.

Три фактора послужили популярности книги

Во-первых, популярности способствовал взрывной рост преподавания творческого письма (Creative writing) в университетах, начавшийся в 1970-х годах. А фрирайтинг представляет собой один из видов творческого письма, хотя и не самый уважаемый в академическом сообществе.

Во-вторых, в 1980-х-1990-х года во всем мире была дикая мода на все азиатское и в том-числе на дзен-буддизм. Все на что было налеплено слово «дзен» сметалось с полок. Даже великий Рей Бредбери для привлечения к своей книги использовал его в названии сборника эссе для писателей «Дзен в искусстве написания книг»: «Я выбрал это название из-за его очевидной эпатажности. Разнообразные отклики на такой заголовок наверняка обеспечат внимание публики, пусть даже лишь любопытствующих зевак, которые приходят пожалеть и остаются обличать».голдберг центр

Основная идея Голдберг выражается в коротких наставлениях: пиши везде, пиши всегда, пиши, как можешь, выражай свои переживания в письме.

Голдберг общается к читателям не с чувством превосходства, а на равных. 38-летняя Голдберг откровенно описывала в книге свои писательские неудачи. Ей не удалось состояться как успешный писатель художественной прозы ни к написанию «Писательства до костей», ни в последующие 30 лет. За эти годы она написала только один роман «Банановая роза», который разочаровала даже ее поклонников.

Но узнавая о ее жизни, описанный в книге «Писательство до костей», в которой она предстает социальным аутсайдером, писателем-неудачником, читатели думают, что «и я могу «писать», раз она может».

Большинство представляет собой писательство, как создание художественной книги, рассказа. Но для Голдберг писательство —это самотерапия и способ уйти из неприятной реальности. Ценно не то, что ты в итоге создаешь (или не создаешь) некий художественный продукт (роман, рассказ), ценен сам процесс самовыражения, «движение рукой».

1. «Держите руку постоянно в движении», «Не давайте мысли останавливаться», не перечитывайте то, что написали»

2. «Не перечеркивайте написанное. Не пытайтесь что-то править, пока пишете. Даже если у вас получилось не совсем то, что вы имели в виду, оставьте все как есть».

3. Не беспокойтесь о грамматике и орфографии

4. «Не контролируйте себя» — не оценивайте и не редактируйте себя в процессе письма,

5. «Не думайте. Не старайтесь следовать логике»

6. Не избегайте болезненных тем, переживаний. «Если в вашем тексте возникает что-то пугающее или слишком личное, не останавливайтесь. Скорее всего, в этом будет очень много энергии».

Все эти правила — это методика фрирайтинга, «свободного письма».

Можно научиться писать благодаря этой книги? —можно научиться писать. Научиться писать роман, повесть — нельзя, а научиться писать все подряд — можно. Голдберг не учит писать художественные произведения, в своей книги она говорит, именно говорит, а не доказывает, что писать легко – бери ручку и пиши. Неважно, что у тебя получается. Пиши каждый день в толстую тетрадь. Исписал тетрадь. Положи ее в стопку. Выросла стопка до потолка — начинай новую стопку.

https://e-lsalvador.livejournal.com/16308.html