любовь1 благославите1Вы помните, как появилась на наших экранах Светлана Ходченкова? Чуть пухленькая, простоватая, с длинной тугой косой. Эту актрису открыл Станислав Говорухин.

Это был его фильм "Благословите женщину" по повести И. Грековой "Хозяйка гостиницы". Картина быстро получила мировую популярность. Жаль, писательница не дожила до громкой премьеры, умерла за год до этого, в возрасте 95-и лет... Женщина она была, можно сказать, необыкновенная, уникальная. 

За журналами, где печатались ее новинки, выстраивались очереди. Романы "Пороги", "Свежо предание", "Перелом", повести "Кафедра", "На испытаниях", "Вдовий пароход", рассказы "За проходной" и др. Простой язык, понятные судьбы, знакомые каждому переживания...

И. Грекова почти всегда писала о жизненных перипетиях и… о женской судьбе. Так, героиня «Хозяйки гостиницы», прожив непростую жизнь, верила во всепобеждающую силу любви и, светясь добротой, верой, всю себя отдавала людям.

Большая любовь пришла к Верочке Ларичевой тогда, когда она уже и надеяться перестала. Книга «Перелом» о том, что иногда надо иногда остановиться, перевести дух и начать снова жить, как это сделала героиня Грековой, одинокая женщина-врач.

Или ее «Вдовий пароход». Военная Москва — аэростаты, карточки на продукты, воздушная тревога. Главная героиня в одну из бомбежек потеряла мать и дочку, муж погиб на фронте. Сама она, одинокая, с трудом возвращается к жизни…

Кто бы мог в те годы подумать, читая книги И. Грековой, что главное дело ее жизни-математика. Доктор технических наук, автор научных трудов по проблемам прикладной математики, вузовского учебника по теории вероятностей, книги по теории игр и т. д.

К тому же, кроме написания книг и чтения лекций Грекова воспитала троих детей. У нее два сына и дочь. Дочь и старший сын тоже стали математиками, младший сын был военным инженером-радиотехником.любовь1 улицкая2

Как появился ее остроумный псевдоним? С самого начала она хотела чётко разграничить математику и литературу: учёный-математик и преподаватель — это один человек, писатель — другой. И. Грекова - псевдоним, происшедший от слова "игрек". А ее настоящее имя Елена Сергеевна Вентцель (по мужу).

Когда у нее спрашивали, как же она все успевает, отвечала: "Очень просто: не успеваю". Практически все свои произведения Елена Сергеевна написала в отпускное время. Она всегда долго работала над рукописями. По 8-10 раз переписывала сделанное от руки," добиваясь согласия, - как выразилась она, - с внутренним камертоном". И только потом готовый вариант перепечатывала на машинке.любовь1 казакова1

В разговоре с читателями она часто говорила, что сами герои «… диктуют автору, что и как писать». А потому была очень внимательна к их «поведению». И в этом, по ее словам, писательница видела одну из прелестей создания книг…

Как сказала в одном из своих интервью писательница Людмила Улицкая: «Мир мужской и мир женский – разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми».

Представлять писательницу нет смысла, ее книги хорошо известны, они переведены на 30 языков мира. Улицкая, возможно, никогда бы не взялась за перо, если бы не развод, из которого она вышла с определённым опытом и желанием изменить свою жизнь.

После окончания биофака МГУ Людмила Улицкая трудилась в лаборатории в Институте общей генетики АН СССР, где и познакомилась со вторым мужем, М. Евгеньевым (о первом браке в студенчестве говорить не любит). Оба были перспективными учёными. Муж поначалу не претендовал на пальму первенства, когда началась их семейная жизнь.любовь1 чарская 1

В 1970 году Л. Улицкой пришлось уволиться с работы. Сначала у мамы обнаружили тяжелое заболевание. Когда она умерла, на свет появился Алексей, ее старший сын, а через три года, в 1975-м родился Пётр.

Когда же муж решил, что жена должна заниматься только семьей, Улицкая решила уйти от него… И начать все сначала. О знакомстве с третьим мужем, со скульптором А. Красулиным Улицкая умалчивает. По её словам, роман был сложным и официальный брак решил его исход. Красулин благоговел перед талантом своей жены и все делал для того, чтобы она состоялась, как писатель.  

Как-то Улицкая сказала - «… у меня вообще заниженная самооценка. Я свою первую книжку опубликовала в 50 лет, мне казалось, что слово "писатель" не про меня. А с другой стороны, я от себя ничего не ждала, и поэтому всему хорошему я ужасно радовалась».любовь1 белла5

Журналист Екатерина Писарева в одном из изданий написала: «Великая русская литература пропитана женскими слезами. Карамзин, Пушкин, Толстой, Достоевский, Набоков, Чехов и другие классики — все как один рассказывали об историях своих героинь, как правило, страдающих.

Конечно, списывать все на незавидное положение женщин того времени, возможно, и правильно, но не стоит забывать, что историю русской литературы всегда писали мужчины?»

Трудно не согласиться с тем, что у каждого русского классика есть свой идеал женщины. Соня Мармеладова из «Преступления и наказания» — спасла Родиона и пошла за ним на каторгу. Аксинья из «Тихого Дона» — была преданной своему мужчине до самой смерти. Маргарита из «Мастера и Маргариты» — ради любимого отдала душу дьяволу.

Но не всегда женщины стояли в стороне… от литературы. Они могли принимать некоторое участие в литературном процессе.

В XVIII веке около 20 поэтесс печатались в периодике или издавали стихи - Мария Поспелова, Александра Мурзина, были даже случаи коммерческого успеха - Александра Хвостова. Но к женской литературе мужчины-коллеги относились несерьезно, как к чему-то второстепенному. И все, все же… Надо вспомнить такие имена…

Поэтесса и переводчица Анна Бунина — знаковая фигура XIX века, но, к сожалению, практически забытая. Современники называли ее «русской Сапфо». И хотя гонорары были скромными, поэзия все равно ее кормила — так, например, императрицы Елизавета Алексеевна и Мария Федоровна пожаловали ей ежегодную пенсию.любовь1 нина б. 1

«Дневник» Марии Башкирцевой, к сожалению, рано ушедшей из жизни (25лет), высоко ценили классики русской литературы. Елизавета Дьяконова, которая сама пробивала себе дорогу в мире мужчин, стала известна тоже своим «Дневником», который она писала всю свою жизнь. Писатель Василий Розанов называл его «одной из самых свежих русских книг» конца XIX века.

Лидия Зиновьева-Аннибал писала рассказы, эссе и драмы, рецензировала произведения Федора Сологуба и Андре Жида, выступала как поэт. Не боялась экспериментировать и не думала об общественном осуждении. Имя Анастасии Вербицкой нечасто встречается в истории русской литературы, а зря. Ее по праву можно считать прародительницей женского романа. Надежда Тэффи — знаменитая юмористическая писательница и мемуаристка XX века.

И этот список неполный… Во все времена женщина-писатель стремилась к самовыражению. Так, Татьяна Толстая входит в «100 самых влиятельных женщин в России», продолжает традиционный для русской литературы прием, а именно раскрывает «трагедию маленького человека». Наша литература вобрала в себя таинство таких писательниц, как Лидия Чарская, Нина Берберова, читательскую популярность которых мы разгадываем до сих пор…любовь1 книга глав1

Когда-то имя Лидии Чарской было известно каждому читающему человеку. Ее книги – с детскими рассказами, юношескими повестями и романами исчезали с прилавков книжных магазинов в мгновение ока. Потом о ней забыли и вспомнили только в 90-е годы прошлого века. Книги Чарской «зачитывали» до дыр. И хотя критики называли ее произведения «глупыми, бездарными и пошлыми», сама Лидия продолжала работать…несмотря не трудное и бедственное положение в период революционных событий в России. Мне кажется, что нам еще предстоит узнать, в чем загадка популярности писательницы.

Шестидесятые – самое яркое десятилетие XX века в жизни и Европы и СССР. В 60-е годы творчество Беллы Ахмадулиной произвело настоящий поэтический бум. Поразительным образом Ахмадулиной удавалось собирать полные стадионы. Поклонники любили её произведения, а композиторы превращали их в прекрасные песни, романсы.

У самой хрупкой из великих российских поэтесс судьба все время что-то отнимала. У нее было четыре мужа (один брак был гражданским), двое детей. Хотя критики в её адрес было предостаточно, с каждым годом Ахмадулина становилась все популярней. Один за другим выходили её сборники: «Метель», «Стихи», «Свеча».

Эта необычная женщина умела быть сильной. Именно это качество в поэтессе так нравилось Римме Казаковой, которая тоже была на пике популярности в 60-е годы. У Казаковой потрясающая любовная лирика! И много песен. - Началось со стихотворения «Ненаглядный мой». Его случайно прочитала в журнале «Юность» А. Пахмутова, написала музыку. Песня имела огромный успех.

Ее сын, писатель Егор Радов, говорил: «Поэзия была ее естественным состоянием. Всегда, где угодно, она писала стихи, не могла без этого прожить ни дня. … К сожалению, почти никто из мужчин, которых она любила, ей не соответствовал. В этом была трагедия ее жизни.

Римма любила поэзию и умела любить жизнь… Желая попасть в песенный «клан», она продолжала удивлять современников своей работоспособностью. В те годы, по словам Казаковой, поэты-песенники стоял, расставив локти и чужих в свой круг не пускали. И все же она пробилась. Такой уж был характер. Не зря писала в одном из любовных стихотворений: «Я пробивная баба! Я пробьюсь…»

«Что для меня счастье?» Это первые мгновения после того, как что-то написал. Потом, возможно, ты будешь оценивать сделанное иначе...» Но прошли годы, а книги Казаковой читают и песни ее поют… Она актуальна. И это будет всегда, потому что она из тех, кто пишет сердцем, как говорили известные поэты…

О.К.

https://vkuspo.info/zvjozdnyj-mir/bella-ahmadulina-tvorcheskij-vzljot-uragany-ljubvi-i-pechalnaja-starost-jarkoj-zvezdy

https://knife.media/she-writes/ https://bookclubby.livejournal.com/

https://yagazeta.com/lichnost/viktoriya-tokareva-pro-schastlivuyu-lyubov-pisat-ne-interesno/