У них двое сыновей, внуки. Его жены не стало 11 лет назад.
У актера немало наград, более 40 фильмов. Он пишет книги, эссе, воспоминания и дневники… Актер в интервью рассказал: «Папа очень хотел, чтобы я научился грамотно писать, говорил: тебе надо писать дневники, и пиши письма почаще.
Я не могу уже без какой-то строчки ежедневной, утром или вечером, как угодно, ночью глубокой. Потому что впечатлений по жизни было очень много – и отрадных, и не очень».
- Владимир Алексеевич, а почему такое название - «У жизни есть начало»? Это автобиографическая книга?
- Я всю жизнь веду дневники, но это не значит, что я решил какие-то фрагменты этих дневников привести.
- А почему вы все-таки решили выпустить эту книгу?
- Мне казалось, что меня знают все. (Смеется) Я ошибался. Потому что многие молодые люди вообще не смотрят то, что смотрят их папы и мамы. И, конечно, у меня возникло желание себя, в общем-то, подстраховать.
Вот кто-то лезет в интернет: кто такой Конкин? А там... Из 49 фильмов, в которых я снялся, в лучшем случае названы 20. И даты выхода на экраны переврали, и режиссеров. Вместо Мащенко («Как закалялась сталь») - какой-то Марченко. И так далее. Я взял на себя труд описать, как все было и есть по-настоящему...
Одно название – уже какой-то ключик к этой книге. «У жизни есть начало». Казалось бы, мы все прекрасно знаем, что мы рождаемся, физический факт рождения…
Но есть еще и другие факты рождения. Когда ребенок набирает в себя знания, когда его воспитывают и общество, и школа, и книги, и искусство, и когда он заканчивает институт, становится взрослым… И вот когда он впервые начинает отдавать то, что он накопил. Вот тогда начинается начало жизни. Это мое убеждение. Книга состоит из разделов, а именно… Это рассказы, посвященные детям. И у меня это детство было, какие-то впечатления. Но сказать, что это было конкретно со мной, я не имею права.
- У вас там глава про Жеглова, про «Место встречи»…
- Это не глава про Жеглова. У меня там большая статья «Высоцкий. О времени, о нас, или 10 лет спустя». Я ее написал 20 с лишним лет назад, в свое время хотел опубликовать, но не случилось. Потому что там хотели именно кусочки, именно про Высоцкого. А мне не надо, эта статья не о Высоцком, не о Конкине, не о Говорухине. Это статья, - тот срез времени, в котором мы жили. И для многих молодых людей вообще непонятна.
- Дело в том, что очень много об этом писали, говорили. Ни одно ваше интервью без этого вопроса не обходится. Значит, вам захотелось какие-то мифы развеять. Так или не так? - Эти впечатления по жизни, касающиеся человека. - Но почему появились эссе о Чаадаеве, Гоголе, Паганини?
- Потому что за свой стол я могу «усадить» и Чаадаева, и Гоголя, и Паганини. Я - актер. И то, что я пишу – моя драматургия, мой театр. Многие вещи, естественно, как бы выдуманы, но поверьте мне, я ни на йоту не отошел от сущности характера тех людей, о которых пишу...
ЗВОНОК ЛЕОНИДУ КОЛПАКОВУ, ПЕРВОМУ ЗАМЕСТИТЕЛЮ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ»
- Леонид, вы - редактор этой книги. И вот такой вопрос. Что, действительно актер Конкин стал писателем?
- Да, Владимир Конкин, у которого замечательное перо, замечательная композиция его произведений, давно стал писателем. Мы напечатали в этой книжке «Дневник паломника» - философский воцерковленный текст, замечательный. Не говоря уже про воспоминания и рассказы, замечательную повесть про войну. Это все у Володи есть. Союз писателей по нему бы плакал...
- Владимир Алексеевич, ну, Гоголь, Пушкин – это не стареющая классика. Но Чаадаев - человек малоизвестный. Но Чаадаев – для нас, например, это интрига.
- Вы знаете, когда я был молодым человеком, я вообще всегда имел склонность к историческим всяким книгам. Я прочитал книгу из серии «Жизнь замечательных людей» о Петре Чаадаеве, запоем ее прочитал. Потому что с его «Философическими письмами» я был незнаком, а только слышал, что они существуют. Дело в том, что в России очень трудно быть при жизни человеком не только известным (известным можно стать), но, чтобы эта известность никого не раздражала. Я знаю, что это такое, по себе.
- Может быть, это не раздражение, а зависть больше?
- Петр Яковлевич Чаадаев был блестящий гусар. Он увидел Европу, которую Пушкин не видел никогда, к сожалению, и вернулся в Россию, то вот это французско-австрийское, немецкое, то, что он прошел на лошадке до Парижа, все это аккумулировалось в его разуме. Он вернулся в немытую Россию, и написал первое философическое письмо. При этом это письмо женщине. Но одна строка, которая объявила, по сути, сумасшедшим Чаадаева. А именно эта строка заключалась в том, что он делает некий вывод, что у России никогда не было прошлого. Нынешний день дурён, а будущий не предвидится.
- И это вас зацепило?
- Это зацепило. Так вот, Чаадаев это, безусловно, повод для размышления своего одиночества. Потому что, все-таки основную часть жизни мы проводим с самими собой.
- Вы Чаадаева сыграли бы? Видите ли, вы этот образ? - Да. Смотрите, как я на него похож. - А по-нашему, вы похожи на Гоголя. - Я пробовался на Гоголя. Был такой фильм «Мой дом – театр» у режиссера Ермолаева. - О Гоголе же столько написано. Что может Владимир Конкин сказать новое? - Я придумал такую ситуацию, что я его увидел. Я увидел нашего гения. По святым местам, например, когда он пришел первый раз с миссией.
Часто мы ожидаем потрясение, - а оно не произошло в храме Гроба Господня. Он там целые сутки пробыл. И он только себя обвиняет. Я люблю людей, которые прежде всего обвиняют себя в чем-то. Не вас, не тебя, не вас обоих, а вот ты в себя посмотри. И вот Гоголь тому пример. Уникальнейший знаток гениальной словесности, этой поэтики, которую он писал о птице-тройке, нашей Руси и т.д. Как он себя корил за «Мертвые души».
ЗВОНОК В СТУДИЮ
Людмила: - Изумительная передача, я восхищена. Театр одного актера. Вам не нужен ансамбль актеров.
- Спасибо. Театр одного актера – это, конечно, замечательно. Но я всю жизнь, начиная с «Как закалялась сталь», имел десятки тысяч встреч с нашими тогда советскими зрителями, потом уже российскими, прибалтийскими, американскими русскими зрителями и т.д.
Поэтому, когда мне одна древняя бабушка, дочка первых эмигрантов в Америке, сказала: «Володенька, можно я вас так буду называть? Ведь вы проповедник русской словесности. Господи, как вы владеете русской речью. Я думала, что я никогда уже больше ее не услышу так, как слышала в Смольном институте моя мама». Я зарыдал. Я упал на колени перед этой бабушкой, я целовал ее, стоя на коленях на сцене.
ЗВОНОК В СТУДИЮ
Ирина: - Владимир Алексеевич, хотелось поговорить о вашем объединении «Дети Мельпомены» и том спектакле, который вы выпустили, гастролируете с ним...
- Этот спектакль называется «Муж, жена и сыщик». Наверное, эта затея не реализовалась бы, если бы, как ни парадоксально, - моя супруга тому виновница. Она была тогда жива. И она сказала: «Володенька, у тебя впереди 60-летие, надо сделать спектакль». И потихоньку втянулся, а она стала все больше заболевать. И я выполнил слово, данное ей. И в феврале 2011 года мы сыграли премьеру спектакля «Муж, жена и сыщик».
- Я играю сыщика. - Это необычная для вас роль. - Не думаю, что необычная. Во-первых, я всегда больше склонен был к юмору, нежели к каким-то внешним философическим измышлениям. Я бы хотел, чтобы кто-то из зрителей запомнили, что это бенефис Конкина, спектакль «Муж, жена и сыщик». И чтобы они позвонили, и мы бы этот спектакль привезли в любой город.
Мы уже играли в Чите 6 спектаклей, мы играли в Курске, в Липецке, мы играли в Тамбове, в Саратове, в Саранске, на Украине, сейчас едем в Минск, опять на Украину и т.д. То есть те, кто видят этот спектакль, хотят еще. Тем более что здесь нет никакой пошлятины. Поэтому вот этот спектакль «Муж, жена и сыщик», он о ценностях семьи, о том, что муж подозревает жену в измене (а это не так) и заказывает сыщика. И все выясняется. Это и смешно, и тонко, и главное, трогательно.
- У многих зрителей есть стереотип, что Конкин это положительный герой. Но Конкин - это острохарактерный актер.
- Смею надеяться. Потому что, в общем-то, дипломный мой спектакль в 72-м году был «Когда цветет акация». Это водевиль был, это смешно, я там пел, танцевал. Я же все умею делать. Но я не хочу показаться умником: вот какой я. Чаадаев кончил в нищете, у Гоголя был один фрак, Пушкин за фрачную пару не рассчитался перед дуэлью, так и остался должен, его в гроб и положили в этом фраке.
Почему с великими хорошо? Потому что ты видишь какие-то черты, и вдруг ты становишься сильнее, тебе не надо два «Мерседеса». Кому это надо? А вот когда вот эти глубины начинаешь в себе открывать, тем меньше тебе нужно внешней помпы.
- Это Леонид Колпаков сказал вместе с Юрием Поляковым.
- Это они, мои литературные друзья, эту идею решили оплодотворить таким образом, и вот книга – как результат. Мало того, мы теперь уже и на вторую замахиваемся. - И когда ждать вашу книгу? - Она выйдет уже в начале сентября. - Давайте всегда искать в человеке необычное. Потому что человек гораздо глубже, чем наше представление о нем.
- Спасибо всем.
О.К.
Источник
Обозреватель А. Гамов
https://www.kp.ru/daily/25937/2884228/