Юная Кэтрин Мэнсфилд (Кэтлин Бичем), провела детство с тремя сестрами и братом с бабушкой, поскольку их отец, банкир Гарольд Бошамп и его жена Энни большую часть жизни проводили за границей.
В начале 20-го века семья Кэтрин отправилась в Лондон, где она окончила Королевский колледж (Queen’s College). Кэтрин, будущая новозеландская и английская писательница-новеллистка, начала писать в 9-летнем возрасте. Её первые рассказы появились в журналах «High School Reporter» и «Wellington Girls' High School magazine» (1898,1899 годы).
На творчество Мэнсфилд оказала влияние проза Антона Чехова, которого Мэнсфилд открыла для себя в 1909 году. Хорошенькая и обаятельная Кэтрин писала новеллы и хотела стать профессиональной виолончелисткой. Живя в окружении писателей и художников, она вышла замуж за Джорджа Боудена и оставила его этим же вечером.
Родители девушки были страшно недовольны… Но Кэтрин удивила их еще больше, признавшись, что беременна от семейного друга из Новой Зеландии (Гарнет Троуэлл, виолончелист).
Отношения Кэтрин и Гарнета не были ровными, влюбленные пытались наладить отношения с родителями, но из этого ничего не вышло. Мать Кэтрин отправила в Баварию к родным… А Гарнет стал ей изменять. По возвращении в Новую Зеландию мать Кэтрин вычеркнула ее из своего завещания.
К этому времени у Кэтрин случился выкидыш; удрученная и опустошенная морально, она снова садится за стол, чтобы записать новый рассказ, а потом и эссе, новеллы, собираясь издать сборник. Первые взрослые рассказы Кэтрин журнал «Ритм» (Rythm), куда она обратилась с публикацией, как начинающий писатель, не принял.
Ее очередной рассказ «Женщина в магазине», с историей об убийстве и душевной болезни главной героини, редактор журнала Джон Мидлтон Мюрри назвал «лучшим рассказом из тех, которые присылали в „Ритм“. В годы Первой Мировой войны она подружилась с такими писателями, как Д. Лоуренс, Вирджиния Вулф, С. С. Котелянский, О. Хаксли.
С Мюрри они стали любовниками, хотя Кэтрин оставляла его не один раз. Они поженились лишь в 1918 году, после того, как Кэтрин развелась с Боуденом.
Имел успех ее сборник рассказов «Блаженство» (Bliss), затем получил похвалы и сборник «Вечеринка в саду» (The Garden Party), опубликованный в 1922 году. Чуть раньше, перед составлением сборника «Прелюдия»,1918, здоровье писательницы ухудшилось из-за почти смертельного приступа плеврита (она заболела туберкулёзом в 1917 году).
После публикации ещё двух томов, одного с поэзией, другого с новеллами, у Мэнсфилд в январе 1923 года (34 года) случилось легочное кровоизлияние, от которого она умерла.
Мюрри отредактировал к публикации её стихи и рассказы, которые остались не опубликованными. Были изданы два тома новелл в 1923 году (Гнездо голубки) и в 1924 году (Что-то детское — Something Childish), сборник стихов «Алоэ», сборник критических работ (Novels and Novelists).
Когда Кэтрин не стало, критики говорили, что писательница писала короткие рассказы, потому как не смогла написать роман. Но Мэнсфилд стала пионером нового видения английской короткой прозы.
Но как сама она не раз заявляла, что была «в первую очередь писателем» и прежде всего им…
Как известно, каким должен быть короткий рассказ, спорят давно; спорят знатоки литературы, критики, сами писатели… Читатели же предпочитают просто читать, выбирая самое интересное в этом море книг…
День короткого рассказа – это праздник, который отмечается ежегодно 21 декабря. Этот день был создан для того, чтобы поощрять и продвигать короткие рассказы во всех формах их проявления…
Есть версия, что День короткого рассказа (Celebrate Short Fiction Day) — праздник, придуманный американской писательницей и членом общества журналистов, американкой Нэнси Кристи.
Она писала рассказы, еще учась в школе. Первый рассказ Нэнси был опубликован, когда ей было 40 лет, в 1994 году. Еще через 20 лет вышел ее сборник…
Сегодня у Кристи уже шесть книг. Она много ездит по стране, частый гость на веб-сайтах и в блогах, а также на теле- и радиошоу, где обсуждает темы писательства. Кристи состоит в Ассоциации независимых журналистов, принимает участие в работе писателей Флориды (США), является членом Ассоциации женщин-писателей (WFWA).
Не прошел мимо короткого рассказа и американский писатель Марк Твен (Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс). Творчество Твена – это юмор, сатира, философская фантастика, публицистика. А еще он прозаик, известный книгами «Принц и нищий», «Приключения Тома Сойера», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», а также множеством рассказов. Больше 20 раз его произведения экранизировали.
Твен тоже как-то решил написать совсем короткий рассказ, и его "подробная" статья про футбольный матч была опубликована в местной газете: "Шёл дождь и матч не состоялся".
В 1987 году американский редактор и журналист Стив Мосс запустил конкурс рассказов 55 Fiction для читателей New Times. При этом в рассказе должно было быть не меньше 55 слов. Книга "Самые короткие в мире рассказы" - сборник, опубликованный по итогам конкурса. Один из таких рассказов «Рандеву» автора Николь Веддл.
«Зазвонил телефон. -Алло, - прошептала он. -Виктория, это я. Давай встретимся у причала в полночь. -Хорошо, дорогой. -И пожалуйста, не забудь захватить с собой бутылочку шампанского, - сказал он. -Не забуду, дорогой. Я хочу быть с тобой сегодня ночью. -Поторопись, мне некогда ждать! – сказал он и повесил трубку. Она вздохнула, затем улыбнулась. -Интересно, кто это, - сказала она».
Позже издано было три таких сборника. И сразу прославились такие авторы - Дэн Эндрюс, Брайан Ньюэлл, Джей Рип, Хиллари Клэй, Эндрю Э. Хант, Тина Милберн и мн. др.
Специалисты считают, что в рассказе должно быть от 1 тыс. до 4 тыс. слов, самое большее – 15 тысяч.
В 16 веке самым популярным писателем рассказов считали итальянца Маттео Банделло. Он создал 214 новелл.
Чуть позже появился совсем короткий роман, почти рассказ - это «Принцесса Клевская».
Он был анонимным, на французском языке. Считали, что создала его Мари-Мадлен де Лафайет.
Основную интригу составляет история незаконной любви принцессы Клевской (прототип — Франсуаза де Роган) к герцогу Жаку Немурскому (двоюродный брат короля Франциска I).
В 1961 году роман был экранизирован, принцессу играла Марина Влади. Позже еще были экранизации с вольными отступлениями.
Мари-Мадлен создала также новеллы «Принцесса де Монпансье» и «Графиня Тандская», мемуары «История Генриетты Английской».
Конец 19 - начало 20- ого веков – стали временем активного освоения рассказов в мире. Известные писатели берутся за сочинительство этого короткого жанра.
Среди них – Матео Фальконе, Братья Гримм, Натаниель Хоторн, Джон Нил, Ги де Мопассан, Робиндранат Тагор, Генри Джеймс и др. Джеймс за 51 год литературного творчества написал 20 романов, 112 рассказов и 12 пьес.
К концу двадцатых годов американка Дороти Паркер была в каждой газете, в каждом журнале, все хотели издать ее стихотворение или эпиграмму. Ее эпоха пришлась на период между двумя мировыми войнами. Паркер была красива, остра на язык, вольнодумна… Многие коллеги по цеху ее недолюбливали. Отсюда рождались вокруг ее имени легенды, сплетни и домыслы…
Сама же Паркер признавалась: "…я ничего не люблю, кроме джина, снотворного и собак"...Это не рассказ, но он мог бы им стать. Эпиграммы срывались с ее языка, как леденцы, вкусно и весело, и до ужаса быстро. Язвительные реплики – это только часть талантливой Паркер. У нее были короткие рассказы, стихи, а также литературные и театральные рецензии. Кроме того, по ее сценариям было снято несколько голливудских фильмов.
Кажется, что она ничего не боялась; была вездесуща, уморительна смешлива и наделяла всех знакомых новыми именами. Когда кто-то спросил Паркер, станет ли она писать автобиографию, та ответила, что, если только, как «Историю дворняжки…»
"Я вышла замуж, чтобы сменить фамилию", - написала молодая женщина о своем первом браке с брокером Эдвином Паркером.
Позже она не раз вставляла «беднягу» в свои рассказы. Вскоре они развелись. Мужчин Паркер, по ее словам, выбирать не умела.
Как-то сказала: "От мужчины мне нужны три вещи: он должен быть красив, свиреп и глуп". Паркер после очередного несчастного увлечения всякий раз пыталась покончить с собой…
Судьба свела Паркер с актером и сценаристом Алланом Кэмпбеллом в Голливуде. Ей было 40, ему – 29 лет. Они постоянно разводились, ссорились, и вновь сходились.
Рассказы Паркер именовали "фрагментом жизни". Дороти часто сравнивали с Эрнестом Хемингуэем, с которым она была дружна. И впрямь, их объединяет краткость и точность прозы.
Многие сценарии Паркер не привлекали режиссеров, они говорили, что ее сарказм отпугивает зрителей, нужен хороший и счастливый конец.
Паркер в ответ смеялась… отвечая, что в «…жизни людей, еще не было ни одного сюжета со счастливым концом».
Паркер много работала, и одновременно она все глубже погружалась в алкоголизм и в конце концов угасла в возрасте 73 – и лет (1967 год).
В 1994 году на экраны вышла картина «Миссис Паркер и порочный круг» режиссёра Алана Рудольфа. Главную роль блестяще исполнила Дженнифер Джейсон Ли. Драма о взлёте и падении известной американской писательницы XX века развенчала многочисленные слухи и домыслы, показав истинную историю жизни Дороти Паркер.
А её творчество и блестящие остроты выдержали испытание временем и остаются востребованными спустя долгое время после её смерти.
Сегодня конкурсы на короткий рассказ проводятся в каждой стране. И не только дилетанты, но и профессионалы принимают все чаще в них участие. «Он с недоумением прочитал свой некролог» (Стивен Меретцки), «Мы поцеловались. Она растаяла. Швабру, пожалуйста!» (Джеймс Патрик Келли), «Я все видел, дорогая, но соври» (Орсон Скотт Кард) и т.д.
Канадскую писательницу, нобелевскую лауреатку Элис Монро называли лучшим автором рассказов своего времени. Она поднимала вечные темы: добра и зла, любви и предательства, находок и потерь, — но словно вдыхала в них новую жизнь. Прожившая 92 года (2024 год), Монро - трёхкратная обладательница премии О. Генри и лауреат премии Национального круга книжных критиков. Она не писала ничего, кроме рассказов.
Есть версия, что в 1980 году в Британии появился такой жанр как драббл — это короткий рассказ длиной ровно в 100 слов. Им особенно увлеклись писатели – фантасты. Это – Джин Вулф, Брайан Олдисс, Джейк Библ, Грант Фолкнер,
Но, оказывается, что не так уж и ново. Читаем, Лев Толстой ВЕНИК. «Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом. Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо». Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит: – Переломите веник. Сыновья сказали: – Разве можно веник переломить? Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались. – Ломайте прутья! – сказал старик. Сыновья все прутья переломали. Старик говорит: – Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте». (101 слово).
Идет время, а интерес к короткому рассказу не падает. Продажи сборников с рассказами год от года растут. В Лондоне есть салоны для прочтения авторами своих рассказов. Это - Бен Окри, Элизабет Дэй, Грэм Свифт, Дэвид Николлс, Уилл Селф, Себастьян Фолкс, Эви Уайлд и др.
Ныне 85-летняя канадская писательница Маргарет Этвуд, как-то в конкурсе на короткий рассказ написала:
«Мечтала о нем. Получила его. Дерьмо». Этвуд издала 17 романов, 18 сборников поэзии, 11 сборников эссе, 9 сборников рассказов, - всего более 50-и книг.
Известность Маргарет Этвуд приобрела благодаря своему роману-антиутопии «Рассказ Служанки».
Произведения шестикратной финалистки (и дважды — обладательницы) Букеровской премии переведены более чем на 20 языков, многие из них экранизированы.
В 70-х писательница была карикатуристом в журнале «This Magazine», а также редактором в издательстве «Anansi Press».
Первый поэтический сборник Этвуд - "Двойная Персефона" (1961) - был отмечен медалью им. Эдвина Джона Пратта (носит имя одного из выдающихся канадских поэтов).
Долгожительница в литературе говорит с усмешкой: "К умудренным годами женщинам наконец начинают прислушиваться". А для женщин-литераторов (и мыслительниц) это особенно важно.
Личные сведения. С 1968 по1973 гг. состояла в браке с американским писателем Джимом Полком. В 1976 г. родила дочь Элеонору от канадского писателя Грэма Гибсона.
Хотя она опытный писатель, Этвуд говорит, что у нее "ужасная орфография", она пишет, как на компьютере, так и от руки. У нее много интересных мыслей, разбросанных тот тут, то там… в новеллах автора.
Некоторые из них - Ничто не меняется мгновенно, - Вы можете завидовать только тому, у кого есть то, что, по вашему мнению, должны иметь вы сами, - Время - это не то, что проходит. Это море, по которому ты плывешь, - Я хотела забыть прошлое, но оно отказывалось забывать меня, - Почему мужчины чувствуют угрозу со стороны женщин? Я спросил своего друга-мужчину. … "Они боятся, что женщины будут смеяться над ними", - сказал он…
Бразильская поэтесса и романистка Хильда Хилст написала около 40 произведений, в большинстве, это рассказы; занималась преподавательской деятельностью, индийский писатель и драматург Манну Бхандари известна своими книгами – «Твоя Банти», «Праздник», издала 150 рассказов.
Американка Ева Бест начинала свой творческий путь со стихов, затем стала писать для газеты, впоследствии стала писательницей, автором баллад, а также писала пьесы. Короткие рассказы принесли известность и жительнице Ирландии Мейв Бреннан. Она переехала в Соединенные Штаты в 1934 году, когда ее отец был назначен в ирландскую дипломатическую миссию в Вашингтоне.
Мейв также рискнула писать статьи о моде, критике художественной литературы и писала эссе. Известны ее сборники - «В стране Неверленд и из нее» (1969), «Сочельник» (1974), «Истоки любви: Истории Дублина» (1997), «Розовый сад: Короткие рассказы» (2000), «Посетитель» (2000).
Стиль писательницы сравнивали с А. Чеховым и Г. Флобером. Очаровательная Мейв с рыжими волосами привлекала мужчин, она также была великодушна и помогала окружающим и в пределах своих возможностей.
Личная жизнь не принесла Мейв счастья. Ее отверг театральный режиссер и критик Уолтер Керр, с которым она была помолвлена, он ушел к другой. В 1954 году Бреннан вышла замуж за Сент – Клера Маккелуэя, главного редактора" The New Yorker". Маккелуэй страдал алкоголизмом, был распутен и страдал психозом. Бреннан и Маккелуэй развелись через пять лет. Все это ввергло Мейв в депрессию. Она перестала следить за собой, испытывала одиночество. Именно в это время она написала лучшие свои рассказы.
Мейв в последние годы жизни проявляла признаки психической нестабильности и бродила по улицам Нью-Йорка, будучи одинокой и бездомной. В 1993 году (76 лет) Мейв не стало.
Настоящая слава к Мейв пришла после ее смерти. Были изданы книги, воспоминания и фильмы о писательнице. В 2013 в Театре Аббатства, Дублин, была поставлена пьеса для одного актера авторства Имона Моррисея "Maeve's House", рассказывающая о жизни Бреннан.
Как Мейв сказала: «Все, с чем нам придется столкнуться в будущем, это то, что произошло в прошлом…» Возможно, писательница права, ведь прошлое, как правило, создает наше будущее, наши мысли, дела и наши страдания… но и наши надежды…
О.К.
https://ru.ruwiki.ru/wiki/% https://www.thecollector.com/life-of-katherine-mansfield-writer/ https://atmospherepress.com/interview-with-nancy-christie/ https://kotyara-71.livejournal.com/38657.html https://www.liveinternet.ru/users/fray_tatiana/post232818270 https://tass.ru/opinions/13285049 https://eksmo.ru/selections/7-interesnykh-faktov-o-margaret-etvud-ID15526211/ https://www.sunsigns.org/famousbirthdays/d/profile/maeve-brennan/