Когда у Ивана Ивановича Щетинина, рыбака и стрелочника, в 1908-ом году родилась девочка, он даже не представлял, что через два-три десятка лет она станет настоящей «морской волчицей».
Отец и предположить не мог, что убеленные сединами ветераны различных флотов во всем мире будут с уважением отзываться о легендарной советской женщине-капитане, водившей суда в плавания по океанским и морским просторам. Щетинины жили во Владивостоке на станции Океанской. Отец сумел привить свою любовь к морю, девочке. В 19 лет Анна вместе с Иваном Ивановичем, работавшим на рыбном промысле, совершила путешествие по Амуру. Там девушка окончательно решила связать свою жизнь с водными просторами.
В 1925-ом году Анна окончила школу. Чтобы поступить в морской техникум во Владивостоке, она написала вдохновенное послание начальнику учебного заведения. «Это было не письмо, а настоящая поэма», — впоследствии вспоминала первая женщина-капитан. Ещё в годы учебы она начала проходить практику на морских судах. Сперва она была учеником, а потом – полноценным матросом.
В 1929-ом году Анна успешно завершила образование. Девушку отправили работать в Камчатское пароходство. Несмотря на то, что мореплавание считалось исключительно мужской профессией, Щетининой удалось совершить невозможное – за пять с лишним лет пройти путь от простого моряка до капитана собственного судна. И стать «своим человеком» в суровых мужских коллективах экипажей кораблей.
Чтобы принять свой первый корабль, Щетининой пришлось отправиться в Германию. В Гамбурге находился пароход «Чавыча». Его требовалось доставить на Камчатку. Местные «морские волки» и корабелы испытали шок, когда увидели капитана судна – молодую 27-летнюю девушку. Это была сенсация, активно подхваченная иностранной прессой. Газетчики красочным языком рассказывали, что «Советы» назначили молодую девчонку командовать пароходом.
Ушлые писаки даже пристально отследили маршрут судна по Северному морскому пути, надеясь поймать девчонку на оплошности, и раструбить на весь мир, что женщина не может быть капитаном. Но Щетинина не предоставила им такой возможности. Корабль благополучно достиг Камчатки, и даже прибыл в порт точно в назначенное время, и абсолютно без происшествий.
Сингапурская «Санди Таймс» писала 15-ого августа 1935-ого года: «за время своего существования в наш порт впервые вошел корабль, которым управляла женщина. В феврале 1936-ого года «Чавыча» был «атакован» льдинами. 11 дней команда боролась за выживание. Почти всё время Щетинина находилась на мостике, и руководила командой. Она выбирала момент, чтобы выскользнуть из ледяного плена. Капитану и экипажу удалось спасти пароход. Он даже не был сильно поврежден.
Она вместе со своей командой регулярно перевыполняла план. За это в 1936-ом году Щетинину наградили. Она стала обладателем ордена Трудового Красного Знамени. На тот момент женщине исполнилось 29 лет. Через два года «капитана Анну» назначили руководить рыбным портом. Известие о своей новой должности она получила прямо в море, во время очередного рейса. Но что самое интересное, порта тогда ещё не было. Новый начальник должна была создать его «с нуля». И с этим заданием Щетинина блестяще справилась.
Но женщина не собиралась останавливаться на этом. Она поступила в Ленинградский институт, и всего за 2,5 года прошла 4 курса. До окончания ВУЗа Щетининой не хватило совсем немного. Учебу пришлось бросить из-за начала войны. Когда началась ВОВ Щетинина не осталась в стороне. Она возглавила команду парохода «Сауль». Под огнем противника Анна перевозила войска и разнообразные грузы на Балтике, принимала участие в эвакуации Таллинна. Однажды капитан попала под серьезную бомбежку, но сумела сохранить корабль.
За самоотверженность, героизм, выполнение заданий командования и правительства Анну наградили Красной Звездой. Также она стала обладателем медали «За оборону Ленинграда».
Осенью 1941-ого капитан снова вернулась в Дальневосточное пароходство. Там женщина командовала разными кораблями, осуществляя перевозку грузов. Щетинина активно возила ленд-лиз, и на протяжении войны много раз посещала Канаду и США. Первую женщину-капитана всегда очень хорошо встречали.
В 1945-ом году Щетинина приняла участие в боевой наступательной операции. Её судно высадило войска на Сахалине. В этом же году Анне вручили ещё один орден – Ленина. После окончания войны Анна вернулась на Балтику. Она хотела закончить институт. Но это удалось не сразу. Она даже попала в серьезное происшествие. Её теплоход «Дмитрий Менделеев» напоролся на рифы из-за густого тумана. В наказание женщину отправили на год, ходить на лесовозе «Баскунчак».
Одновременно с работой Щетинина устроилась на заочное обучение в ЛВИМУ, чтобы завершить образование. Ей предложили стать преподавателем, поскольку женщина обладала огромным опытом командования и хождения на различных судах.
Щетинина работала в ЛВИМУ до 1960-ого года, пройдя путь от простого преподавателя до начальника кафедры. Затем она вернулась в родной Владивосток, где продолжила преподавательскую работу. Интересно, что даже обучая студентов, Анна Ивановна, продолжала ходить на судах по морям и океанам.
В 1978-ом году Щетинина, наконец, получила звание Героя соц. труда. Первое представление было сделано ещё в 1968-ом году. Ей хотели вручить орден к 60-летию, но тогда что-то не сложилось.
Впоследствии Анну представили к награде как первую женщину в мире, ставшей капитаном судна. Но потом выяснилось, что в 17-ом веке была одна амазонка, командовавшая пиратами. И поэтому награду вручили как первой советской женщине – капитану.
Умерла легендарная женщина-капитан в 1999-ом году.
На Родине её уважали и любили. Но капитан не страдала «звездной болезнью». Она общалась со всеми просто и корректно без спеси и зазнайства. Личная жизнь у Анны тоже подверглась испытаниям. В 1928-ом году она вышла замуж за Н. Качимова. Муж был радистом на рыболовецких судах. Спустя 10 лет, его репрессировали, затем оправдали. В 1950-ом году он умер. Детей у супругов не было.
Про себя саму Анна Щетинина говорила: «Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!».
Автор Иван Петров.
https://yatakviju.mirtesen.ru/blog/43786533383/Anna-SCHetinina-pervaya-v-mire-zhenschina-kapitan-dalnego-plavan