капитан глав Когда у Ивана Ивановича Щетинина, рыбака и стрелочника, в 1908-ом году родилась девочка, он даже не представлял, что через два-три десятка лет она станет настоящей «морской волчицей».

Отец и предположить не мог, что убеленные сединами ветераны различных флотов во всем мире будут с уважением отзываться о легендарной советской женщине-капитане, водившей суда в плавания по океанским и морским просторам. Щетинины жили во Владивостоке на станции Океанской. Отец сумел привить свою любовь к морю, девочке. В 19 лет Анна вместе с Иваном Ивановичем, работавшим на рыбном промысле, совершила путешествие по Амуру. Там девушка окончательно решила связать свою жизнь с водными просторами.

В 1925-ом году Анна окончила школу. Чтобы поступить в морской техникум во Владивостоке, она написала вдохновенное послание начальнику учебного заведения. «Это было не письмо, а настоящая поэма», — впоследствии вспоминала первая женщина-капитан. Ещё в годы учебы она начала проходить практику на морских судах. Сперва она была учеником, а потом – полноценным матросом.

В 1929-ом году Анна успешно завершила образование. Девушку отправили работать в Камчатское пароходство. Несмотря на то, что мореплавание считалось исключительно мужской профессией, Щетининой удалось совершить невозможное – за пять с лишним лет пройти путь от простого моряка до капитана собственного судна. И стать «своим человеком» в суровых мужских коллективах экипажей кораблей.

Чтобы принять свой первый корабль, Щетининой пришлось отправиться в Германию. В Гамбурге находился пароход «Чавыча». Его требовалось доставить на Камчатку. Местные «морские волки» и корабелы испытали шок, когда увидели капитана судна – молодую 27-летнюю девушку. Это была сенсация, активно подхваченная иностранной прессой. Газетчики красочным языком рассказывали, что «Советы» назначили молодую девчонку командовать пароходом.капитан центр 1 молодая и старше

Ушлые писаки даже пристально отследили маршрут судна по Северному морскому пути, надеясь поймать девчонку на оплошности, и раструбить на весь мир, что женщина не может быть капитаном. Но Щетинина не предоставила им такой возможности. Корабль благополучно достиг Камчатки, и даже прибыл в порт точно в назначенное время, и абсолютно без происшествий.

Сингапурская «Санди Таймс» писала 15-ого августа 1935-ого года: «за время своего существования в наш порт впервые вошел корабль, которым управляла женщина. В феврале 1936-ого года «Чавыча» был «атакован» льдинами. 11 дней команда боролась за выживание. Почти всё время Щетинина находилась на мостике, и руководила командой. Она выбирала момент, чтобы выскользнуть из ледяного плена. Капитану и экипажу удалось спасти пароход. Он даже не был сильно поврежден.капитан центр с командирами

Она вместе со своей командой регулярно перевыполняла план. За это в 1936-ом году Щетинину наградили. Она стала обладателем ордена Трудового Красного Знамени. На тот момент женщине исполнилось 29 лет. Через два года «капитана Анну» назначили руководить рыбным портом. Известие о своей новой должности она получила прямо в море, во время очередного рейса. Но что самое интересное, порта тогда ещё не было. Новый начальник должна была создать его «с нуля». И с этим заданием Щетинина блестяще справилась.

Но женщина не собиралась останавливаться на этом. Она поступила в Ленинградский институт, и всего за 2,5 года прошла 4 курса. До окончания ВУЗа Щетининой не хватило совсем немного. Учебу пришлось бросить из-за начала войны. Когда началась ВОВ Щетинина не осталась в стороне. Она возглавила команду парохода «Сауль». Под огнем противника Анна перевозила войска и разнообразные грузы на Балтике, принимала участие в эвакуации Таллинна. Однажды капитан попала под серьезную бомбежку, но сумела сохранить корабль.

За самоотверженность, героизм, выполнение заданий командования и правительства Анну наградили Красной Звездой. Также она стала обладателем медали «За оборону Ленинграда».капитан с молодежью

Осенью 1941-ого капитан снова вернулась в Дальневосточное пароходство. Там женщина командовала разными кораблями, осуществляя перевозку грузов. Щетинина активно возила ленд-лиз, и на протяжении войны много раз посещала Канаду и США. Первую женщину-капитана всегда очень хорошо встречали.

В 1945-ом году Щетинина приняла участие в боевой наступательной операции. Её судно высадило войска на Сахалине. В этом же году Анне вручили ещё один орден – Ленина. После окончания войны Анна вернулась на Балтику. Она хотела закончить институт. Но это удалось не сразу. Она даже попала в серьезное происшествие. Её теплоход «Дмитрий Менделеев» напоролся на рифы из-за густого тумана. В наказание женщину отправили на год, ходить на лесовозе «Баскунчак».

Одновременно с работой Щетинина устроилась на заочное обучение в ЛВИМУ, чтобы завершить образование. Ей предложили стать преподавателем, поскольку женщина обладала огромным опытом командования и хождения на различных судах.

Щетинина работала в ЛВИМУ до 1960-ого года, пройдя путь от простого преподавателя до начальника кафедры. Затем она вернулась в родной Владивосток, где продолжила преподавательскую работу. Интересно, что даже обучая студентов, Анна Ивановна, продолжала ходить на судах по морям и океанам.капитан с терешковой

В 1978-ом году Щетинина, наконец, получила звание Героя соц. труда. Первое представление было сделано ещё в 1968-ом году. Ей хотели вручить орден к 60-летию, но тогда что-то не сложилось.

Впоследствии Анну представили к награде как первую женщину в мире, ставшей капитаном судна. Но потом выяснилось, что в 17-ом веке была одна амазонка, командовавшая пиратами. И поэтому награду вручили как первой советской женщине – капитану.

Умерла легендарная женщина-капитан в 1999-ом году.

На Родине её уважали и любили. Но капитан не страдала «звездной болезнью». Она общалась со всеми просто и корректно без спеси и зазнайства. Личная жизнь у Анны тоже подверглась испытаниям. В 1928-ом году она вышла замуж за Н. Качимова. Муж был радистом на рыболовецких судах. Спустя 10 лет, его репрессировали, затем оправдали. В 1950-ом году он умер. Детей у супругов не было.

Про себя саму Анна Щетинина говорила: «Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!».

Автор Иван Петров.

https://yatakviju.mirtesen.ru/blog/43786533383/Anna-SCHetinina-pervaya-v-mire-zhenschina-kapitan-dalnego-plavan